На главную
 
 
Гостиница "Апельсин"
  О сайте
  О городе
  Природа
  Гостям города
  История
  Экономика
  Производство
  Недвижимость
  Торговля
  Общепит
  Что посмотреть
  Транспорт
  Связь
  ЖКХ
  Финансы
  СМИ
  ЯрNET, IT
  Власть
  Правопорядок
  Общество
  Образование
  Культура
  Досуг
  Спорт
  Здоровье
  Религия
  Привопье
  Ярцевчане
  Архив
   
  Форум
  Старый форум
  Яр.Контакт
   

История / исторические личности

Александр Николаевич Ефимов

Наш город в годы Великой Отечественной войны дал советской авиации трёх Героев Советского Союза. Это лётчики-истребители Константин Николаевич Титенков, Александр Евдокимович Новиков и стрелок-радист бомбардировщика Николай Алексеевич Данюшин. Уроженец деревни Ульхово Николай Гаврилович Папилов, стрелок-радист штурмовика Ил-2 стал полным кавалером ордена Славы, а уроженец деревни Степанидино Николай Артемьевич Вавилов дослужился до звания майора авиации.
Во время Смоленской наступательной операции в небе над Ярцевской землёй отважно сражались лётчики 233-й штурмовой авиадивизии, поддерживая наступление 31-й армии. За отличие в этих боях приказом Верховного дивизия удостоилась почётного наименования Ярцевской. В составе её геройски воевал лейтенант Александр Николаевич Ефимов, ставший затем дважды героем Советского Союза и маршалом авиации.
Детство и юность Александра Ефимова, уроженца с. Контемировка Воронежской области, прошли в г. Миллерово Ростовской области, где он окончил среднюю школу и аэроклуб. Перед войной стал курсантом Ворошиловоградской военной авиашколы, а после эвакуации в 1941 году учился в Уральском летном училище. За время обучения освоил три типа самолетов: бомбардировщик СБ, пикирующий бомбардировщик Пе-2 и штурмовик Ил-2. На последнем А.Н. Ефимову и довелось воевать с ноября 42-го до дня Победы в составе 233-й штурмовой авиадивизии, в которой он прошел фронтовой рост от летчика до командира полка.
Счет уничтоженной боевой техники и живой силы врага Александр Николаевич, открыл под Ржевом. Каждый боевой вылет прибавлял мастерства. Доставался опыт ценой больших потерь. Как вспоминал маршал авиации А.Н. Ефимов: «По жестокой статистике войны на один сбитый советский штурмовик приходилось всего 11 самолетов-вылетов. Я сделал за войну 222 боевых вылета. Считайте, ровно 20 раз должен был погибнуть. Из тех, кто со мной окончил училище в Уральске, никого не осталось». За время войны и его два раза сбивали в воздухе немецкие зенитки. Но везло: оба раза приземлялся на своей территории. Памятным для него стал май 1943-го. В этом месяце он получил первый орден Красного Знамени и совершил первый боевой вылет на ярцевском направлении. Вот как об этом вспоминал его стрелок-радист Георгий Павлович Добров: «Боевой вылет 12 мая 1943 г. в район станции Свищево. На этот раз ведущим шестерки «Илов» был капитан Порсин, заместителем – лейтенант Ефимов. В районе станции были обнаружены три, железнодорожных эшелона. Над целью встали в круг. Махнув крылом и сообщив по радио «поочередно атакуем», первым ввел свой самолет на цель капитан Порсин. Затем пикируют на вражеские эшелоны его ведомые, обстреливая их пушечно-пулеметным огнем и реактивными снарядами, а при выводе из пикирования сбрасывают бомбы. Нам видно, что многие вагоны уже горят. Взрывами бомб несколько вагонов опрокинуто. Со стороны станции по нашим самолетам бьют зенитки. Ефимов с левым разворотом вводит самолет в пикирование и по внутренней связи СПУ говорит мне, что атакуем зенитки. При выводе из пикирования Ефимов сбрасывает бомбы по зенитной батарее и с набором высоты выходит из атаки. За хвостом земля, настал мой черед бить из пулемета по врагу. Ловлю в прицел уцелевший паровоз и даю по нему очередь. Трассы гаснут в паровозе, и он окутывается паром. Зенитки подавлены, летчики спокойно заходят на цель. Три ж/д эшелона уничтожены. Видны сильные взрывы. Задание выполнено. Мы без потерь вернулись на свой аэродром.
А затем были новые боевые вылеты на Смоленщине, а потом в Белоруссии, Польше и Германии. Всего за войну А.Н. Ефимов лично и в составе группы уничтожил 85 самолетов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях, много живой силы и техники противника. За эти подвиги отважный штурмовик был награжден 6 орденами и 2-мя медалями «Золотая Звезда».
После войны Александр Николаевич окончил Военно - Воздушную академию (1951 г.), Военную академию Генерального штаба (1957 г.), командовал соединениями, защитил кандидатскую диссертацию. С 1969 г. он первый заместитель главкома, а в 1984-1990 гг. главком ВВС – заместитель министра обороны СССР. С выходом в отставку маршал авиации А.Н. Ефимов продолжает трудиться. В настоящее время он является председателем Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. Заботится о тех людях, которые 60 лет назад на земле, на море и в воздухе обороняли страну и воевали не ради славы, а ради жизни на земле.
В музее 4-й средней школы есть стенд с фотографиями Летчиков-Героев Советского Союза, воевавших в 233-й Ярцевской, штурмовой авиадивизии (ученики школы многие годы собирают о ней материал, поддерживают связь с ветеранами). Первый среди них Александр Николаевич Ефимов.
P.S. О своей фронтовой жизни А.Н. Ефимов написал книгу “Над полем боя”. 3-е издательство Ростов-на-Дону, 1984.

С. Гоман

Двадцатилетним лейтенантом Александр Николаевич Ефимов в составе 233-й штурмовой авиадивизии на самолете-штурмовике Ил-2 участвовал в огневой поддержке наступающих войск 31-й армии на Ярцево в период Смоленской наступательной операции. Войну летчик окончил дважды Героем Советского союза. В своих воспоминаниях «Над полем боя», которые сайт "Все о Ярцеве" публикует ниже, он рассказал и о Смоленщине.
Фашистское придавало большое значение удержанию большого плацдарма между Днепром и Западной Двиной, образно названного «смоленскими воротами». Здесь сосредоточились войска гитлеровской группы армий «Центр». Отсюда относительно недалеко было до Москвы. С удобных аэродромов этого района фашистская авиация могла наносить удары по нашей столице. С потерей «смоленских ворот» враг лишался таких возможностей.
Советским же войскам через этот плацдарм открывался кратчайший путь в Белоруссию, а оттуда — в Польшу и Восточную Пруссию. Вражеская группировка в этом районе, по данным нашей разведки, составляла 850 тысяч солдат и офицеров. Она насчитывала 8800 орудий и минометов, 500 танков и самоходных орудий, примерно 700 самолетов. Немецко-фашистские войска занимали сильный оборонительный рубеж, состоявший из пяти-шести хорошо оборудованных полос общей глубиной до 130 километров.
Летчики нашего полка часто совершали полеты над этим плацдармом, уничтожая вражеские эшелоны на железнодорожных перегонах Спас-Деменск — Ельня — Смоленск, Смоленск — Починок — Рославль, Ярцево— Смоленск — Орша, Орта — Витебск. Под нашим контролем с воздуха находились все шоссейные дороги этого района, а также мосты и переправы.
В начале августа перед нашим общим наступлением полку была поставлена задача уничтожить две переправы через реки Устром и Десна. Рано утром на боевое задание вылетели две шестерки штурмовиков. Через полтора часа группы возвратились в полном составе. Летчики доложили, что действовать пришлось по запасным целям, так как оба моста оказались взорванными.
здесь пригодилось то правило, которого мы неукоснительно придерживались — в каждом вылете обязательно заранее назначать помимо основной запасную цель. Это делалось на те случаи, когда цели были уже уничтожены или изменялась боевая обстановка, когда удар по заданному объекту исключался из-за близости своих войск.
— Туда ли вы летали; братцы? - усомнился майор Поляков, выслушав доклад.
Командиры эскадрилий Васильев и Семенов ответили утвердительно. Привезенные экипажами контрольные фотоснимки тоже подтвердили, что мосты действительно были взорваны.
— Может быть, эта сделали летчики, соседнего полка?— подал кто-то мысль.
— Нет,— после некоторого раздумья возразит, начальник штаба,— это, видимо, работа партизан!
И действительно, как потом нам стало известно, дело обстояло именно так. Преодолевая невероятные трудности, с риском для жизни партизаны разрушали коммуникации врага. Фашисты усилили охрану мостов, оградили подходы, к ним колючей проволокой. Вдоль железных дорог были вырублены все деревья и кустарники. Впереди своих эшелонов гитлеровцы часто пускали нагруженные щебнем платформы, чтобы на них пришелся взрыв, если окажется железнодорожный путь заминированным. Однако все эти меры мало помогали врагу. Народные мстители успешно громили оккупантов, срывали их перевозки, уничтожали склады, сеяли панику в гитлеровском тылу.
В ту пору о размахе партизанского движения в тылу
врага мы могли только догадываться по скупым сообщениям Советского информбюро. А теперь вот сами увидели работу советских патриотов в тылу врага. Два взорванных моста на нашем направлении как бы извещали летчиков полка о том, что советские партизаны находятся
где-то совсем рядом, по ту сторону фронта.
Через несколько дней после нашего вылета на штурмовку мостов к нам на аэродром сел на вынужденную посадку летевший от партизан военно-транспортный самолет с ранеными на борту. При перелете линии фронта он пострадал от огня гитлеровских зениток. Самолет отремонтировали. Раненых накормили и оказали им медицинскую помощь. Экипаж самолета пригласили в летную столовую.
Командиром экипажа оказался уже далеко не молодой человек.
Два десятка лет пролетал он в довоенные годы на трассах Гражданского воздушного флота, а в войну попал служить в военно-транспортный полк, осуществлявший связь с партизанами.
Бывалый командир корабля рассказал нам много интересных подробностей о жизни и боевой работе партизан.
Столовая была переполнена. Послушать летчика из военно-транспортной авиации хотелось всем.
Он говорил, что на участках Брянск - Карачев и Брянск — Гомель партизаны из объединенных отрядов по¬дорвали в тот год несколько железнодорожных мостов, в том числе мост через Десну. По нему к фронту ежедневно проходило от 25 до 40 эшелонов, примерно столько же в обратном направлении с разбитой техникой. Шли эшелоны с награбленным гитлеровцами имуществом. В товарных вагонах фашисты угоняли на каторгу советских людей.
Под ударами партизан все время находились такие крупные железнодорожные узлы, как Смоленск, Орша, Брянск, Витебск, Гомель, Сарны, Шепетовка, Ковель. Только за семь месяцев 1943 года партизаны пустили под откос около 1500 вражеских эшелонов.
Удары по коммуникациям противника наносились и в ходе летне-осенней кампании. Партизаны затрудняли вра¬гу подвоз к фронту живой силы и боевой техники. Гран¬диозной по своим масштабам, количеству участников и достигнутым результатам была операция партизан, кото¬рую назвали рельсовой войной. Она планировалась Цен¬тральным штабом партизанского движения и началась в ночь на 3 августа 1943 года одновременным подрывом путей на многих ведущих к фронту железнодорожных магистралях. В первую же ночь, как нам потом стало известно, было взорвано около 42 тысяч рельсов. По ме¬ре наших успехов на фронте эти удары по тылам врага нарастали с каждым днем. Впоследствии, пролетая над лесными массивами Смоленщины и Брянской области, мы твердо знали, что, несмотря на оккупацию, подлинными хозяевами этих районов являются советские партизаны.
Наступление наших войск продолжалось. Враг дрался с ожесточением, цепляясь за каждый удобный рубеж. Несмотря на его непрерывные контратаки, советские войска продвигались вперед. К исходу 20 августа на нашем участке фронта были освобождены свыше 500 населенных пунктов, город и железнодорожная станция Спас-Деменск.
Чем дальше фронт продвигался на запад, тем труднее становилось нашим частям преодолевать оборону противника. Лесисто-болотистая местность затрудняла маневр пехоты, артиллерии и танков. В то время советским пехотинцам особенно необходима была наша помощь с воздуха.
Для более тесного взаимодействия штурмовиков с наземными войсками полковник Смоловик и начальник штаба дивизии подполковник Епанчин стали практиковать выезды авиационных представителей с радиостанциями на передний край. Они прямо с наблюдательных пунктов наших общевойсковых командиров наводили штурмовики на узлы противника, его артиллерийские и минометные батареи, а также рубежи развертывания гитлеровских подразделений перед контратакой. Авиационные командиры, находившиеся на станциях наведения, помогали штурмовикам обнаруживать цели, корректировали их действия, предупреждали об опасности, когда появлялись истребители противника.
При организации и осуществлении тактического взаимодействия с наземными войсками не обходилось и без курьезов. Однажды авиационный представитель 233-й штурмовой авиационной дивизии подполковник Божко, чтобы лучше видеть объекты противника, решил ночью на машине с мощной радиостанцией подобраться у переднему краю. Но тут произошло непредвиденное. На этом участке в немецкой обороне оказалась брешь, и наш наведенец забрался глубоко во вражеский тыл. Никого не встретив на пути, он вскоре догадался о своей оплошности. Дабы не попасть в лапы к фашистам, подполковнику Божко пришлось «отступать» с большой осторожностью. К утру он занял удобн
ую позицию и приступил к работе. Целый день, с утра до ночи, штурмовики висели над вражеской обороной. В критические моменты мы не улетали от цели даже после того, как на самолетах кончались боеприпасы. Летчики пикировали на противника, заставляя гитлеровцев прятаться в окопах. За храбрость, мужество и мастерство, проявленные личным составом соединения в этих тяжелых наступательных боях, и за умелое взаимодействие с наземными войсками наша 233-я штурмовая авиационная дивизия была удостоена почетного наименования Ярцевской.
Фашистской командование любой ценой стремилось остановить наше наступление. Но, несмотря на строгие приказы, гитлеровцы не смогли остановить советские войска. Вслед за Ярцево был освобожден Смоленск.

 
Компания "Senbit"
Порт Пионерный
Строй Сити - огромный магазин стройматериалов в Ярцеве
Агросфера - крупнейший производитель теплиц и парников в Смоленской области
Светодиодная лента
Погода в г.Ярцево
Поиск
На сайте
В Интернете




 
 
Яндекс цитирования  




Сайт открыт 12 июля 2002 года
Условия использования материалов сайта здесь...>>>
© 2002-2013. Идея, название домена yartsevo.ru, составление, содержание, оформление: Ю.В. Бухалов.