1926 год - Портрет (воспоминания уроженца города)
Огромная текстильная прядильно-ткацкая фабрика города Ярцево
расположена па левом - высоком берегу живописной реки Вопь,
стремительно несущей свои воды в седой, полноводный Днепр.
Ткацкие корпуса фабрики очень близко расположены к берегу
реки. За этими корпусами, грандиозно возвышалось большое основное
здание фабрики с банкаброшными, прядильными, ватерными и прочими
цехами. Весь ансамбль фабрики завершался двумя высокими кирпичными
трубами, стоящими на возвышенности. Длиннометровый основной
корпус фабрики, выстроенный в индустриально-промышленном стиле,
с часовой башней причудливой формы, как бы широченной грудью
раскинувшийся вдоль берега реки, встал на защиту города. Сам
город раскинулся за фабрикой, на приподнятом ровном пространстве,
упирающемся в леса и дубравы.
С пятого этажа прядильного цеха далеко просматривалось красивое,
очаровательное пространство покрытое дубовыми рощами, сосновыми
лесами, сочными полями и лугами. Извилистая река Вопь, то
крутыми, высокими, обрывистыми берегами резала сосновый лес,
то пряталась в дубовых рощах, то широко разливалась по сочным
зеленым лугам.
Весной, когда правый низкий берег далеко заливался весенней
водой, фабрика издали смотрелась как огромный плывущий океанский
корабль, отражая свои причудливые формы в вешних водах.
С сентября 1926 года я начал учиться в фабрично-заводском
училище и работать на этой фабрике. В это же время вступил
в комсомол. Мои родители с 1903 года работали на этой фабрике.
Мать ткачихой, а отец слесарем. В гражданскую войну отец погиб
комиссаром Балтфлота.
Как ученик ФЗУ я получал десять рублей в месяц, которые выдавались
один раз в конце месяца. Рабочие и служащие фабрики получали
свою зарплату два раза в месяц по сдельной выработке текстильной
продукции. Все получаемые мною на фабрике деньги я отдавал
матери. Но первую получку мы так договорились с матерью -
я истрачу на себя, на свои юношеские интересы.
Конец октября 1926 года, моя первая получка. Как сейчас помню,
дрожащей рукой расписываясь в ведомости на строчке, где была
написана моя фамилия, и цифра 10 рублей, мною овладело какое-то
необыкновенное чувство гордости, что я теперь взрослый, что
сам зарабатываю деньги.
Получив деньги, я побежал в ткацкий цех, к станкам на которых
работала моя мать, чтобы показать ей полученную сумму.
В ткацком цеху, из-за сильного шума станков разговаривать
даже близко стоящим друг к другу собеседникам невозможно.
Короткие производственные переговоры обычно ведутся непосредственно
в ухо, при повышенных голосах. Но очень часто рабочие, соседи
по станкам, короткие переговоры ведут на расстоянии различными
условными знаками пальцев и рук в целом. Так и на этот раз,
когда я пришел к матери, она, взяв у меня полученные деньги,
высоко подняла их в правой руке, сделав окружающим соседям
по станкам знак: внимание! Пальцами приподнятой левой руки
мать повела разговор, сообщая, что в ее правой поднятой руке
первая получка сына. Рабочие соседи, улыбаясь, стали знаками
приветствовать меня, поздравляя с этим знаменательным событием.
Эта немая, короткая, но полная волнений процедура осталась
в моей памяти на всю жизнь.
После окончания работы, при выходе из фабрики в проходной
я встретил нашего наставника по ткацкому производству. Увидавши
меня, весело и задорно улыбаясь, он спросил получил ли я зарплату.
Так же весело и гордо я ответил, что получил.
- Ну и что думаешь делать с первой получкой, - спросил он
у меня с нескрываемой иронией.
Я сообщил ему, о договоренности с матерью, что всю получку
мог потратить на себя, но вот еще не решил, что себе купить:
кожаные перчатки с зимним шарфом или беговые коньки с ботинками
кустарного изделия.
- Зачем размениваться на мелочи? - удивленно сказал наставник.
- Если хочешь, пойдем со мной, я ведь тоже думаю: что мне
купить из ценностей миллионерши Хлудовой. Хватит ли моих денег
на какой-нибудь один стакан или бокал, из которых пивали их
благородие...- смеясь, добавил он.
Я сначала не понял, в чем дело, о чем говорит наставник, о
каких стаканах и бокалах, которые он хочет купить. На мое
недоумение он сообщил, что направляется в дом фабрикантши
Хлудовой, где начали распродажу ее имущества: картин, гобеленов,
ковров, люстр, мебели, посуды, одежды и прочих вещей.
После Октябрьской социалистической революции 1917 года Хлудова
бежала за границу. В двадцатых годах, когда закончилась гражданская
война, в огромном, не разграбленном доме Хлудовой открыли
музей, который ставил своей пропагандистской задачей показать,
в какой роскоши, за счет угнетения трудящихся жили аристократы.
Фабриканты Хлудовы, это вторая после текстильных магнатов
Морозовых, династия русских миллионеров-промышленников.
Вера Александровна Хлудова владела текстильным предприятием
в Ярцеве. Каждый из ее братьев имел фабрики в разных городах
России. Хлудова купила для строительства своей фабрики земли
у разорившихся помещиков на берегу реки Вопь, примыкающие
к железнодорожной магистрали Минск-Смоленск-Москва, только
что построенной к началу создания текстильного предприятия.
Эти благоприятные географические условия определили быстрое
развитие фабрики, поглотившей дешевую рабочую силу бедных
малоземельных и безземельных крестьян и батраков, проживавших
в деревнях и селах густо разбросанных вокруг предприятия.
На жестокой эксплуатации рабочих Хлудова быстро стала миллионершей.
Рабочие фабрики за мизерную плату работали по 12 - 14 часов
в сутки. Проживали в тяжелейших, антисанитарных условиях.
Для рабочих фабрикантша выстроила кирпичные, похожие на тюрьмы
казармы. В некоторых казармах количество проживающих семей
достигало 300 -350. Каждая большая семья в шесть, восемь человек
проживала в одной комнате-каморке. Если семьи состояли из
трех-четырех человек, то их расселяли по две семьи в одну
каморку, с условием: одну сторону - оной семье, другую - второй.
Все каморки располагались вдоль длинных коридоров. Например
в трехэтажной каменной казарме под номером 185 в каморке 234
я родился и проживал до 1930 года. В этой казарме на каждом
этаже размещалось более ста каморок, нанизанных на длинные,
туннелеобразные, вечно грязные и темные бетонные коридоры.
Музей в роскошном дворце Хлудовой был открыт в I92I-I922 годах.
Рабочие и служащие фабрики, жители города в первые недели
и месяцы буквально осаждали музей. В многочисленных помещениях,
комнатах, кабинетах и залах хлудовского дома посетители любовались
подлинными картинами знаменитых художников, красивыми коврами
и гобеленами, роскошными люстрами, изящными скульптурами,
мебелью и прочими убранствами наполнявшими дом миллионерши.
Несколько раз водили и нас школьников всем классом и даже
всей школой в этот музей. И каждый раз наши милые уважаемые
учителя говорили: "Смотрите, ребята, какие богатства
и ценности искусства награбила фабрикантша Хлудова. Все эти
картины, гобелены, ковры, скульптуры она покупала за деньги,
полученные от жестокой эксплуатации рабочих на фабрике. Ваших
отцов, матерей, братьев и сестер которые гнули на нее свои
спины, работая по двенадцать, четырнадцать часов в сутки.
Рабочие своей кровью и потом, живя впроголодь в грязных казармах,
заработали ей все это богатство".
При выходе из музея, в небольшой последней комнате красовался
огромный портрет Хлудовой. Организаторы музея, видимо, сочли
необходимым представить этот портрет единственный экспонатом
в пустой комнате. Массивная багетовая рама, в которую был
вставлен портрет, отливала червонным золотом. И, как правило,
и наши учителя, и экскурсоводы, обслуживавшие группы рабочих,
жителей города, служащих фабрики и учащихся, посещавших музей,
останавливали внимание посетителей на этом портрете. Указывая
стеком или рукою на портрет, говорили о родословной фабрикантши,
ее жестокости к рабочим, о тяжелых условиях работы и жизни
пролетариев, находящихся под прессом бесчеловечной капиталистической
эксплуатации. Экскурсоводы говорили о систематических случаях,
когда сама Хлудова лично плетью избивала рабочих и служащих.
В мае 1917 года вызвав казачий полк, предоставила солдатам
полную волю на истязание рабочих. Пьяные оргии и разгулы казаков
постоянно сопровождались избиениями рабочих.
Видевшие этот портрет могут вспомнить, что фабрикантша была
изображена художником на фоне осеннего парка, окружавшего
ее дом. С деревьев падали осенние листья. Дорожка аллеи, по
которой шла Хлудова, была усеяна желтыми и красными листьями
кленов. Ее карие глаза, как живые, смотрели надменно. Ожерелье
на шее, кольца, дорогие перстни и браслеты на руках горели
бриллиантами, алмазами и золотом. В правой руке хозяйка держала
букет живых осенних цветов. Материал голубого шелкового платья
с белыми кружевами элегантно облегал, окутывал красивую фигуру
женщины и своей живостью и яркостью дополнял солнечный день.
По пути в бывший дом-музей фабрикантши, где происходила распродажа
вещей, наставник спрашивал меня, сколько раз я посетил ...
музей. Я ответил, что учеником школы был в музее два раза.
А на вопрос о том, что в музее мне понравилось больше всего,
я ответил: портрет эксплуататорши Хлудовой, и вообще - картины.
Чем же он тебе понравился? - с удивлением спросил старший
товарищ.
- Да тем, - говорю, - что в картине все живое: глаза, руки,
золото, материя платья и даже солнечный осенний день.
- Странное у тебя понимание о картине, сказал наставник. Я
ответил, что дважды в месяц посещаю изокружок при рабочем
клубе, которым руководит недавно приехавший на жительство
в Ярцево старый художник Макар Сергеевич Безродный, который
учит нас не только рисовать, но и понимать картины, как по
содержанию, так и по живописной технике.
- Так ты что же - хочешь стать художником? - спросил он меня.
Я, смутившись, ничего не ответил, и мы молча прошли небольшой
остаток пути до музея.
И вот мы вошли в дом Хлудовой. Покупателей в нем было много.
Все ходили по многочисленным помещениям и залам дворца, внимательно
рассматривая вещи с прикрепленными аккуратно картонками, на
которых были проставлены цены определенные комиссией.
Покупали в основном посуду, белье, мелкие недорогие бытовые
вещи. Я, неотступно следуя за наставником, слышал его разнообразные
реплики и суждения, касавшиеся только цен. Его, видно, мало
интересовали значение и художественная ценность картин, скульптур,
гобеленов или ковров.
Иногда он клал свою тяжелую рабочую руку мне на плечо, и глядя
на картину или гобелен, не стесняясь окружающих, как бы пытаясь
привлечь внимание посетителей, громко обсуждал цену вещи,
написанную на картонке, подчеркивая репликами: "Вот это
цена, повыше чем любая гора. Кусается и жалит цена, почище,
чем злая пчела!"
Когда мы обошли все помещения дворца, наставник спросил меня:
"А где ж твоя эксплуататорша Хлудова?" имея в виду
портрет фабрикантши и мое суждение о картине. Действительно,
портрета в продажа не было. Видимо его уже кто-то купил, или
он не был выставлен на продажу.
Инструктору понравилась картина, на которой была изображена
гибель корабля в бушующих волнах моря. Любуясь картиной, он
сказал, что год должен работать, чтобы скопить деньги на ее
покупку. Я осмелился не согласиться с ним. На картине стояла
цена - 150 рублей, а наставник получал 75 в месяц. И когда
я стал доказывать ему, почему он не прав, инструктор заметил,
что на эти 75 рублей ему предстоит прожить месяц с семьей
в три человека. Глядя на красивую, в багетовой раме искусно
написанную панораму бушующего моря, поддавшись ее очарованию,
как бы встав на защиту неповторимой красоты картины и забыв,
что имею дело с наставником, со старшим товарищем по работе,
я еще горячее стал ему возражать и не соглашаться с его доводами,
указывая, что его жена работает и получает деньги и живут
они в собственном домике, а не в казарме, имеют свой огород,
с которого снимают урожаи овощей, не тратя денег на их покупку
на рынке. Так ничего и не купив, наставник ушел, а я остался,
продолжая осматривать только картины. Убедившись, что ниже
пятидесятирублевой цены на картинах не было, и за свою десятку
я не мог купить даже самую маленькую картину, выходя из музея
я обратился к распорядителю с вопросом, нельзя ли купить какую-нибудь
картину за десять или за пять рублей.
Посмотрев на меня внимательно, распорядитель спросил:
- А почему ты хочешь купить именно картину? Тогда я объяснил,
что люблю рисовать и люблю картины, нарисованные настоящими
художниками.
- А деньги у тебя, откуда? - испытующе глядел на меня распорядитель.
Я гордо ответил, что работаю, и уже получил первую зарплату
- десять рублей. Не знаю, убедили ли его мои слова, но он
предложил мне пойти с ним. Мы пришли в большую комнату, где
находились различные, видимо - второстепенные вещи, не выставленные
еще на продажу.
Вот, молодой человек желает купить какую-нибудь картину за
десять рублей или за пятерку. Есть у вас что-нибудь подходящее?-
обратился он к женщине в толстых очках, и ушел.
Внимательно оглядев меня, женщина задала мне все тот же вопрос:
"А почему тебе нужна именно картина?"
В ответ я рассказал ей о своем увлечении живописью, о кружке
художника Безродного и о своей мечте научиться рисовать.
Ах, вот оно что, ты - ученик Макара Сергеевича, - улыбнулась
женщина и рассказала, что в первый же день распродажи он приобрел
две роскошных картины. Затем она встала из-за стола, подошла
к большому подрамнику, прислоненному к стене лицевой стороной,
и, взглянув на цену, спросила:
- Может быть, тебе подождет вот эта картина? Ее как раз оценили
в десять рублей.
Она повернула картину лицом ко мне, и я увидел, что это и
был портрет фабрикантши Хлудовой. Тот самый, что висел один
в последнем зале музея в роскошной багетовой раме. Сейчас
он был без рамы, и я решил, что так дешево его оценили именно
поэтому. По той же причине он не был выставлен на продажу.
Надменные глаза Хлудовой, живо смотревшие с картины, не смутили
мою юношескую комсомольскую гордость. Я даже как-то подчеркнуто
произнес свое решение: "Покупаю эксплуататоршу!"
и полез в карман за деньгами. Женщина поднесла картину к своему
столу, занесла ее название в толстую книгу, в которой я расписался,
выдала мне квитанцию и получив с меня десять рублей, сказала:
- Ну, "художник", неси осторожно картину домой и
береги ее не как эксплуататоршу, а как величайшее произведение
искусства.
Полутораметровое по высоте и метровое в ширину полотно на
подрамнике, без багетовой рамы, в которой картина висела в
музее, я осторожно понес домой - в казарму.
Принеся картину в каморку, я показал ее матери, которая так
и развела руками, увидавши мою покупку. Не скрывая своего
смущение и волнения, мать не одобрила мое приобретение. Во-первых,
она сказала, что картина стоит очень дорого, целых десять
рублей, и во-вторых, я комсомолец, предоставляю приют фабрикантше,
эксплуататорше, пусть даже и нарисованной. Что скажут люди?
Что они подумают?
Глядя на картину, она говорила:
- Где была твоя голова и о чем она думала, когда ты платил
такие большие деньги за эту гадюку? Ты - комсомолец, она -
буржуйка, кровопийца, живоглотка. Узнают комсомольцы о твоем
поступке, что скажет тогда ячейка? А узнают все рабочие казармы,
так они тебя вместе с твоей картиной выбросят с третьего этажа
к чертовой матери.
Так оно примерно и получилось.
Выслушивая возмущение и предстоящие неприятности, предвиденные
матерью, я любовался портретом. Уж очень красиво все было
изображено на картине, даже синие блики на лакированных эксплуататорских
ботинках. А фабрикантша Хлудова смотрела с полотна своими
живыми глазами на скудную обстановку каморки и как будто думала:
"Куда я попала, и зачем меня сюда переселили?"
Картину повесили на простенок, рядом с единственным окном
в каморке. Открывая дверь, при входе в каморку, эта большая
картина была четко видна из общего коридора. Она буквально
бросалась в глаза.
В короткое время все жильцы нашей огромной каменной трехэтажной
казармы, в которой проживало около четырехсот разных семей,
узнали о появлении в каморке комсомольца Петрова портрета
фабрикантши Хлудовой.
Многие семьи не ходили в музей во дворец Хлудовой, а узнав
о появлении портрета у нас в каморке, все хлынули смотреть
на картину. Наша дверь буквально не закрывалась. По тогдашним
казарменным правилам, не впустить в каморку близких соседей
или любого, проживавшего в казарме, было нельзя - считалось
тяжкой обидой. Вот и шли по одному, по два, а иногда и целой
компанией смотреть буржуйку.
Каждый из посетителей пускался в рассуждения. Задавались различные
вопросы: Для какой цели куплена эксплуататорша? Имеет ли право
комсомолец хранить у себя портрет кровопийцы? Неужели не было
жалко платить десять рублей за эту гадину? - тому подобные
вопросы.
Эти непрерывные посещения, неприятные разговоры и даже возмущения
довели мою мать до негодования. И она бы точно выбросила картину
с третьего этажа, если б портрет пролезал в окно.
Возмущение рабочих и жителей казармы дошло до моей комсомольской
ячейки. Меня вызвали на заседание бюро ячейки и потребовали
дать объяснение .моему поступку.
- Почему, - говорят, - разлагаешь ты рабочий класс, афишируя
портрет миллионерши, врага советской власти?
В своем объяснении я пытался доказать, что это произведение
искусства и что эта картина мне очень нравится, в ней все
живое, и даже солнечный осенний день.
Никто из комсомольцев меня не поддержал. Впервые в жизни на
меня посыпался град обвинений. Впервые в жизни я изведал чувство
какого-то глубокого одиночества и разочарования.
Как сейчас помню, я глубоко переживал это событие в своей
юношеской жизни. Мне было и понятно, и непонятно отношение
комсомольцев и жителей казармы к моей покупке, к моему поступку.
Глубоко запали в мою юношескую душу слова и обвинения, высказанные
комсомольцами на бюро. Один из них горячо доказывал, что не
может понять, как это комсомолец, потомственный пролетарий,
сын отца погибшего за революцию, покупает портрет буржуйской
вражины и вешает его у себя дома, чуть ли не рядом с вождем
мирового пролетариата товарищем Лениным. При этом он сообщил
об угрозе комсомольца Соколова уничтожить портрет, если он
не будет снят и спрятан долой с глаз сознательных трудящихся.
Отец комсомольца Соколова был исхлестан Хлудовой нагайкой
во время забастовки рабочих, а потом убит казаками во время
демонстрации. Другой выступавший на бюро комсомолец обрушился
на мои слова, что портрет является произведением искусства.
Стуча кулаком по столу, он говорил: И царя Николая рисовали
знаменитые художники. И что же? Мы значит должны вешать на
стены этого палача русского народа. Так, по-твоему, получается!"
- кричал он на меня. Комсомольское бюро, обсудив мой поступок,
предложило мне уничтожить портрет фабрикантши Хлудовой.
Сопоставляя мое радостное чувство, которым было наполнено
мое сердце, когда я нес картину домой, с тем тяжелым душевным
состоянием, которое создалось у меня после бурных обвинительных
речей комсомольцев, я думал и старался понять истинную причину
случившейся со мной неприятности. Закрыв глаза, я четко видел
яркие, жизнерадостные краски портрета. Густые каштановые волосы,
сведенные в причудливою прическу, обрамлявшие красивое лицо
фабрикантши, скрытая улыбка на губах и чертовски живые глаза
как бы задавали мне вопрос: за кого ты? За революцию или за
фабрикантшу? И я решительно отвечал: за революцию - против
буржуев. Но портрет уничтожать я не решился. Мне было жалко
картины.
И в итоге получилось, что комсомол не одобряет мой поступок,
большинство рабочих и жильцов казармы озлобились на меня.
А некоторые из них открыто заявляли мне в глаза: "Безбатьковщина!
Голь перекатная! А туда же - буржуйку купил и молится на нее.
Погоди, погоди - вот ГПУ узнает..." Мать моя тоже не
одобряла приобретение портрета и требовала снять его и куда-нибудь
спрятать.
В такой обстановке я пошел к художнику Безродному, руководителю
нашего изо кружка и рассказал ему о своих переживаниях, прося
совета.
Художник Безродный Макар Сергеевич, ученик великого Репина,
помощник художника Рубо в росписи Севастопольской панорамы,
пользовался в нашем городе большим уважением. Он легко, красиво,
художественно писал портреты рабочих и служащих фабрики, учителей,
артистов и даже нэпманов. До революции о Безродном в журнале
"Нива" была опубликована большая статья и репродукции
с его картин на тему разгрома кавалерии маршала Нея русскими
войсками во время войны 1812 года.
Выслушав меня чутко и внимательно, Макар Сергеевич тут же
немедленно воспылал желанием посмотреть портрет, заявив, что
в музее он этой картины не видел, хотя и бывал там неоднократно
и на распродаже приобрел два полотна знаменитых художников.
Как потом выяснилось, портрет Хлудовой был выставлен только
в первые дни открытия музея, а затем был помещен в запасник,
где я его и купил.
Увидавши портрет фабрикантши висящим на стене моей каморки,
Макар Сергеевич был удивлен, поражен и воскликнул: "Господи,
да это ж гениальный Валентин Серов! Какая свежесть, как прекрасно,
как жизненно! Вы, молодой человек, должны быть счастливы и
горды, что храните этот шедевр знаменитого мастера.
Моя мать, слушая восторженные слова художника о портрете,
была, удивлена, что о какой-то картине можно так красиво и
умно говорить. Она обратилась к художнику с просьбой, чтобы
он взял картину, а то нам не дают и не дадут житья в казарме.
Отказывая, матери в этом, художник объяснил, что непонимание
рабочими произведения искусства, привело к тому, что рекомендуется
картину уничтожить. Но наша совесть не позволит этого сделать.
- Я напишу, - сказал он, - в комитет комсомола заявление,
в котором объясню значение и художественную ценность картины.
Прощаясь с матерью за руку, художник сказал:
- Ваш сын приобрел бесценную картину, которую должен беречь
всю свою жизнь. Это дань времени, попавшая в бедные рабочие
руки.
Действительно, Макар Сергеевич Безродный обратился в горком
комсомола с письмом, в котором просил более внимательно отнестись
к сохранению шедевра.
Состоялось заседание бюро городского комитета комсомола. До
заседания нашу казарму и мою каморку посетила специальная
комиссия из комсомольцев, которые готовили этот вопрос к заседанию.
Осмотрев картину, члены комиссии беседовали со многими рабочими
и жильцами казармы, которые резко осудили мой поступок и потребовали
убрать портрет эксплуататорши Хлудовой из стен рабочего жилища.
При этом многие рабочие напоминали комиссии, как в мае 1917
года вызванные Хлудовой казаки на лошадях по каменным лестницам
взбирались на второй и третий этаж казармы, цокая подковами
по бетонным полам коридоров, срывали двери каморок и плетьми
и нагайками избивали рабочих, женщин, стариков и детей.
И заседание бюро городского комитета комсомола осудило мой
поступок и предложило мне снять портрет со стены каморки и
спрятать его , чтобы не возмущать и не волновать рабочих.
Следуя комсомольской дисциплине, я снял портрет, и отнес его
в балаган. Балаганами у нас назывались деревянные сараи, выстроенные
возле казармы. Рабочие хранили там припасы: картофель, капусту,
соленые огурцы и моченые яблоки, сушеные грибы и прочие продукты,
а также разный хозяйственный скарб.
Вот туда-то, в балаган-сарай, отведенный нашей семье, и отнес
я портрет на временное хранение. Пусть, - думал я, - полежит
пока. А там видно будет. И когда я нес картину из казармы
в сарай, многие жильцы, возмущенно глядя на меня, говорили:
- Поглядите-ка: носится со своей иконой, как черт с писаной
торбой!
Вечером я получил согласие художника Безродного утром привезти
картину к нему на квартиру на временное хранение, как сказал
Макар Сергеевич, до неопределенного срока. Я был обрадован
этим согласием старого художника. Всю ночь я волновался, ожидая
утра. Мать, видя, что я плохо сплю, упрекала меня за излишний
психоз, подмечая, что, мол, цела будет твоя Хлудова, если
толь - немного померзнет: октябрь на дворе.
Рано утром, взяв постельную простынь, чтоб укрыть картину,
я побежал в балаган. Подойдя к чулану, я увидел открытую дверь.
Сердце мое похолодело. Быстро войдя в чулан, я увидел изрезанную
на мелкие кусочки картину. При этом кусочков изрезанной средней
- части картины не было. Изверг - другого слова я не нахожу
- унес с собой изрезанные кусочки картины. Крайние обрывки
полотна висели лохмотьями с подрамника, к которому они были
прибиты. Я оторвал от подрамника эти немногочисленные обрывки,
среди которых был и угловой кусочек холста с подписью "Серов"
и датой - 1909 год. Так погиб шедевр знаменитого русского
художника. Моей досаде не было предела.
В 1930 году, когда я был студентом московского рабфака искусств,
я осмелился в Третьяковской галерее рассказать сотрудникам
о гибели картины и показать угловой кусочек холста с подписью
художника и датой. Впоследствии эта беседа свела меня с московским
старым живописцем Шестаковым, который знал о работе Валентина
Серова над портретом Хлудовой. Художник Серов долгое время
не решался ехать в Ярцево писать портрет фабрикантши. И в
случае окончательного отказа Серова писать картину, его должен
был заменить художник Шестаков, который дважды ездил в Ярцево,
и обещал Хлудовой уговорить Серова. При этом Шестаков подчеркнул,
что фабрикантша в каждое его посещение значительно увеличивала
цену работы Серова. Художнику Шестакову удалось уговорить
Серова, и он видел его работу в законченном портрете.
Художник Шестаков считал портрет Хлудовой лучшим произведением
Валентина Александровича Серова.
Автор статьи Павел Михайлович ПЕТРОВ. Благодарим
за предоставление этого материала директора Ярцевского музея
О.И. Внукову.
|