На главную
 
 
Гостиница "Апельсин"
  О сайте
  О городе
  Природа
  Гостям города
  История
  Экономика
  Производство
  Недвижимость
  Торговля
  Общепит
  Что посмотреть
  Транспорт
  Связь
  ЖКХ
  Финансы
  СМИ
  ЯрNET, IT
  Власть
  Правопорядок
  Общество
  Образование
  Культура
  Досуг
  Спорт
  Здоровье
  Религия
  Привопье
  Ярцевчане
  Архив
   
  Форум
  Старый форум
  Яр.Контакт
   

История / хронология

1926 год - Портрет (воспоминания уроженца города)

Огромная текстильная прядильно-ткацкая фабрика города Ярцево расположена па левом - высоком берегу живописной реки Вопь, стремительно несущей свои воды в седой, полноводный Днепр. Ткацкие корпуса фабрики очень близко расположены к берегу реки. За этими корпусами, грандиозно возвышалось большое основное здание фабрики с банкаброшными, прядильными, ватерными и прочими цехами. Весь ансамбль фабрики завершался двумя высокими кирпичными трубами, стоящими на возвышенности. Длиннометровый основной корпус фабрики, выстроенный в индустриально-промышленном стиле, с часовой башней причудливой формы, как бы широченной грудью раскинувшийся вдоль берега реки, встал на защиту города. Сам город раскинулся за фабрикой, на приподнятом ровном пространстве, упирающемся в леса и дубравы.
С пятого этажа прядильного цеха далеко просматривалось красивое, очаровательное пространство покрытое дубовыми рощами, сосновыми лесами, сочными полями и лугами. Извилистая река Вопь, то крутыми, высокими, обрывистыми берегами резала сосновый лес, то пряталась в дубовых рощах, то широко разливалась по сочным зеленым лугам.
Весной, когда правый низкий берег далеко заливался весенней водой, фабрика издали смотрелась как огромный плывущий океанский корабль, отражая свои причудливые формы в вешних водах.
С сентября 1926 года я начал учиться в фабрично-заводском училище и работать на этой фабрике. В это же время вступил в комсомол. Мои родители с 1903 года работали на этой фабрике. Мать ткачихой, а отец слесарем. В гражданскую войну отец погиб комиссаром Балтфлота.
Как ученик ФЗУ я получал десять рублей в месяц, которые выдавались один раз в конце месяца. Рабочие и служащие фабрики получали свою зарплату два раза в месяц по сдельной выработке текстильной продукции. Все получаемые мною на фабрике деньги я отдавал матери. Но первую получку мы так договорились с матерью - я истрачу на себя, на свои юношеские интересы.
Конец октября 1926 года, моя первая получка. Как сейчас помню, дрожащей рукой расписываясь в ведомости на строчке, где была написана моя фамилия, и цифра 10 рублей, мною овладело какое-то необыкновенное чувство гордости, что я теперь взрослый, что сам зарабатываю деньги.
Получив деньги, я побежал в ткацкий цех, к станкам на которых работала моя мать, чтобы показать ей полученную сумму.
В ткацком цеху, из-за сильного шума станков разговаривать даже близко стоящим друг к другу собеседникам невозможно. Короткие производственные переговоры обычно ведутся непосредственно в ухо, при повышенных голосах. Но очень часто рабочие, соседи по станкам, короткие переговоры ведут на расстоянии различными условными знаками пальцев и рук в целом. Так и на этот раз, когда я пришел к матери, она, взяв у меня полученные деньги, высоко подняла их в правой руке, сделав окружающим соседям по станкам знак: внимание! Пальцами приподнятой левой руки мать повела разговор, сообщая, что в ее правой поднятой руке первая получка сына. Рабочие соседи, улыбаясь, стали знаками приветствовать меня, поздравляя с этим знаменательным событием. Эта немая, короткая, но полная волнений процедура осталась в моей памяти на всю жизнь.
После окончания работы, при выходе из фабрики в проходной я встретил нашего наставника по ткацкому производству. Увидавши меня, весело и задорно улыбаясь, он спросил получил ли я зарплату. Так же весело и гордо я ответил, что получил.
- Ну и что думаешь делать с первой получкой, - спросил он у меня с нескрываемой иронией.
Я сообщил ему, о договоренности с матерью, что всю получку мог потратить на себя, но вот еще не решил, что себе купить: кожаные перчатки с зимним шарфом или беговые коньки с ботинками кустарного изделия.
- Зачем размениваться на мелочи? - удивленно сказал наставник. - Если хочешь, пойдем со мной, я ведь тоже думаю: что мне купить из ценностей миллионерши Хлудовой. Хватит ли моих денег на какой-нибудь один стакан или бокал, из которых пивали их благородие...- смеясь, добавил он.
Я сначала не понял, в чем дело, о чем говорит наставник, о каких стаканах и бокалах, которые он хочет купить. На мое недоумение он сообщил, что направляется в дом фабрикантши Хлудовой, где начали распродажу ее имущества: картин, гобеленов, ковров, люстр, мебели, посуды, одежды и прочих вещей.
После Октябрьской социалистической революции 1917 года Хлудова бежала за границу. В двадцатых годах, когда закончилась гражданская война, в огромном, не разграбленном доме Хлудовой открыли музей, который ставил своей пропагандистской задачей показать, в какой роскоши, за счет угнетения трудящихся жили аристократы.
Фабриканты Хлудовы, это вторая после текстильных магнатов Морозовых, династия русских миллионеров-промышленников.
Вера Александровна Хлудова владела текстильным предприятием в Ярцеве. Каждый из ее братьев имел фабрики в разных городах России. Хлудова купила для строительства своей фабрики земли у разорившихся помещиков на берегу реки Вопь, примыкающие к железнодорожной магистрали Минск-Смоленск-Москва, только что построенной к началу создания текстильного предприятия. Эти благоприятные географические условия определили быстрое развитие фабрики, поглотившей дешевую рабочую силу бедных малоземельных и безземельных крестьян и батраков, проживавших в деревнях и селах густо разбросанных вокруг предприятия.
На жестокой эксплуатации рабочих Хлудова быстро стала миллионершей. Рабочие фабрики за мизерную плату работали по 12 - 14 часов в сутки. Проживали в тяжелейших, антисанитарных условиях. Для рабочих фабрикантша выстроила кирпичные, похожие на тюрьмы казармы. В некоторых казармах количество проживающих семей достигало 300 -350. Каждая большая семья в шесть, восемь человек проживала в одной комнате-каморке. Если семьи состояли из трех-четырех человек, то их расселяли по две семьи в одну каморку, с условием: одну сторону - оной семье, другую - второй. Все каморки располагались вдоль длинных коридоров. Например в трехэтажной каменной казарме под номером 185 в каморке 234 я родился и проживал до 1930 года. В этой казарме на каждом этаже размещалось более ста каморок, нанизанных на длинные, туннелеобразные, вечно грязные и темные бетонные коридоры.
Музей в роскошном дворце Хлудовой был открыт в I92I-I922 годах. Рабочие и служащие фабрики, жители города в первые недели и месяцы буквально осаждали музей. В многочисленных помещениях, комнатах, кабинетах и залах хлудовского дома посетители любовались подлинными картинами знаменитых художников, красивыми коврами и гобеленами, роскошными люстрами, изящными скульптурами, мебелью и прочими убранствами наполнявшими дом миллионерши.
Несколько раз водили и нас школьников всем классом и даже всей школой в этот музей. И каждый раз наши милые уважаемые учителя говорили: "Смотрите, ребята, какие богатства и ценности искусства награбила фабрикантша Хлудова. Все эти картины, гобелены, ковры, скульптуры она покупала за деньги, полученные от жестокой эксплуатации рабочих на фабрике. Ваших отцов, матерей, братьев и сестер которые гнули на нее свои спины, работая по двенадцать, четырнадцать часов в сутки. Рабочие своей кровью и потом, живя впроголодь в грязных казармах, заработали ей все это богатство".
При выходе из музея, в небольшой последней комнате красовался огромный портрет Хлудовой. Организаторы музея, видимо, сочли необходимым представить этот портрет единственный экспонатом в пустой комнате. Массивная багетовая рама, в которую был вставлен портрет, отливала червонным золотом. И, как правило, и наши учителя, и экскурсоводы, обслуживавшие группы рабочих, жителей города, служащих фабрики и учащихся, посещавших музей, останавливали внимание посетителей на этом портрете. Указывая стеком или рукою на портрет, говорили о родословной фабрикантши, ее жестокости к рабочим, о тяжелых условиях работы и жизни пролетариев, находящихся под прессом бесчеловечной капиталистической эксплуатации. Экскурсоводы говорили о систематических случаях, когда сама Хлудова лично плетью избивала рабочих и служащих. В мае 1917 года вызвав казачий полк, предоставила солдатам полную волю на истязание рабочих. Пьяные оргии и разгулы казаков постоянно сопровождались избиениями рабочих.
Видевшие этот портрет могут вспомнить, что фабрикантша была изображена художником на фоне осеннего парка, окружавшего ее дом. С деревьев падали осенние листья. Дорожка аллеи, по которой шла Хлудова, была усеяна желтыми и красными листьями кленов. Ее карие глаза, как живые, смотрели надменно. Ожерелье на шее, кольца, дорогие перстни и браслеты на руках горели бриллиантами, алмазами и золотом. В правой руке хозяйка держала букет живых осенних цветов. Материал голубого шелкового платья с белыми кружевами элегантно облегал, окутывал красивую фигуру женщины и своей живостью и яркостью дополнял солнечный день.
По пути в бывший дом-музей фабрикантши, где происходила распродажа вещей, наставник спрашивал меня, сколько раз я посетил ... музей. Я ответил, что учеником школы был в музее два раза. А на вопрос о том, что в музее мне понравилось больше всего, я ответил: портрет эксплуататорши Хлудовой, и вообще - картины. Чем же он тебе понравился? - с удивлением спросил старший товарищ.
- Да тем, - говорю, - что в картине все живое: глаза, руки, золото, материя платья и даже солнечный осенний день.
- Странное у тебя понимание о картине, сказал наставник. Я ответил, что дважды в месяц посещаю изокружок при рабочем клубе, которым руководит недавно приехавший на жительство в Ярцево старый художник Макар Сергеевич Безродный, который учит нас не только рисовать, но и понимать картины, как по содержанию, так и по живописной технике.
- Так ты что же - хочешь стать художником? - спросил он меня. Я, смутившись, ничего не ответил, и мы молча прошли небольшой остаток пути до музея.
И вот мы вошли в дом Хлудовой. Покупателей в нем было много. Все ходили по многочисленным помещениям и залам дворца, внимательно рассматривая вещи с прикрепленными аккуратно картонками, на которых были проставлены цены определенные комиссией.
Покупали в основном посуду, белье, мелкие недорогие бытовые вещи. Я, неотступно следуя за наставником, слышал его разнообразные реплики и суждения, касавшиеся только цен. Его, видно, мало интересовали значение и художественная ценность картин, скульптур, гобеленов или ковров.
Иногда он клал свою тяжелую рабочую руку мне на плечо, и глядя на картину или гобелен, не стесняясь окружающих, как бы пытаясь привлечь внимание посетителей, громко обсуждал цену вещи, написанную на картонке, подчеркивая репликами: "Вот это цена, повыше чем любая гора. Кусается и жалит цена, почище, чем злая пчела!"
Когда мы обошли все помещения дворца, наставник спросил меня: "А где ж твоя эксплуататорша Хлудова?" имея в виду портрет фабрикантши и мое суждение о картине. Действительно, портрета в продажа не было. Видимо его уже кто-то купил, или он не был выставлен на продажу.
Инструктору понравилась картина, на которой была изображена гибель корабля в бушующих волнах моря. Любуясь картиной, он сказал, что год должен работать, чтобы скопить деньги на ее покупку. Я осмелился не согласиться с ним. На картине стояла цена - 150 рублей, а наставник получал 75 в месяц. И когда я стал доказывать ему, почему он не прав, инструктор заметил, что на эти 75 рублей ему предстоит прожить месяц с семьей в три человека. Глядя на красивую, в багетовой раме искусно написанную панораму бушующего моря, поддавшись ее очарованию, как бы встав на защиту неповторимой красоты картины и забыв, что имею дело с наставником, со старшим товарищем по работе, я еще горячее стал ему возражать и не соглашаться с его доводами, указывая, что его жена работает и получает деньги и живут они в собственном домике, а не в казарме, имеют свой огород, с которого снимают урожаи овощей, не тратя денег на их покупку на рынке. Так ничего и не купив, наставник ушел, а я остался, продолжая осматривать только картины. Убедившись, что ниже пятидесятирублевой цены на картинах не было, и за свою десятку я не мог купить даже самую маленькую картину, выходя из музея я обратился к распорядителю с вопросом, нельзя ли купить какую-нибудь картину за десять или за пять рублей.
Посмотрев на меня внимательно, распорядитель спросил:
- А почему ты хочешь купить именно картину? Тогда я объяснил, что люблю рисовать и люблю картины, нарисованные настоящими художниками.
- А деньги у тебя, откуда? - испытующе глядел на меня распорядитель.
Я гордо ответил, что работаю, и уже получил первую зарплату - десять рублей. Не знаю, убедили ли его мои слова, но он предложил мне пойти с ним. Мы пришли в большую комнату, где находились различные, видимо - второстепенные вещи, не выставленные еще на продажу.
Вот, молодой человек желает купить какую-нибудь картину за десять рублей или за пятерку. Есть у вас что-нибудь подходящее?- обратился он к женщине в толстых очках, и ушел.
Внимательно оглядев меня, женщина задала мне все тот же вопрос: "А почему тебе нужна именно картина?"
В ответ я рассказал ей о своем увлечении живописью, о кружке художника Безродного и о своей мечте научиться рисовать.
Ах, вот оно что, ты - ученик Макара Сергеевича, - улыбнулась женщина и рассказала, что в первый же день распродажи он приобрел две роскошных картины. Затем она встала из-за стола, подошла к большому подрамнику, прислоненному к стене лицевой стороной, и, взглянув на цену, спросила:
- Может быть, тебе подождет вот эта картина? Ее как раз оценили в десять рублей.
Она повернула картину лицом ко мне, и я увидел, что это и был портрет фабрикантши Хлудовой. Тот самый, что висел один в последнем зале музея в роскошной багетовой раме. Сейчас он был без рамы, и я решил, что так дешево его оценили именно поэтому. По той же причине он не был выставлен на продажу.
Надменные глаза Хлудовой, живо смотревшие с картины, не смутили мою юношескую комсомольскую гордость. Я даже как-то подчеркнуто произнес свое решение: "Покупаю эксплуататоршу!" и полез в карман за деньгами. Женщина поднесла картину к своему столу, занесла ее название в толстую книгу, в которой я расписался, выдала мне квитанцию и получив с меня десять рублей, сказала: - Ну, "художник", неси осторожно картину домой и береги ее не как эксплуататоршу, а как величайшее произведение искусства.
Полутораметровое по высоте и метровое в ширину полотно на подрамнике, без багетовой рамы, в которой картина висела в музее, я осторожно понес домой - в казарму.
Принеся картину в каморку, я показал ее матери, которая так и развела руками, увидавши мою покупку. Не скрывая своего смущение и волнения, мать не одобрила мое приобретение. Во-первых, она сказала, что картина стоит очень дорого, целых десять рублей, и во-вторых, я комсомолец, предоставляю приют фабрикантше, эксплуататорше, пусть даже и нарисованной. Что скажут люди? Что они подумают?
Глядя на картину, она говорила:
- Где была твоя голова и о чем она думала, когда ты платил такие большие деньги за эту гадюку? Ты - комсомолец, она - буржуйка, кровопийца, живоглотка. Узнают комсомольцы о твоем поступке, что скажет тогда ячейка? А узнают все рабочие казармы, так они тебя вместе с твоей картиной выбросят с третьего этажа к чертовой матери.
Так оно примерно и получилось.
Выслушивая возмущение и предстоящие неприятности, предвиденные матерью, я любовался портретом. Уж очень красиво все было изображено на картине, даже синие блики на лакированных эксплуататорских ботинках. А фабрикантша Хлудова смотрела с полотна своими живыми глазами на скудную обстановку каморки и как будто думала:
"Куда я попала, и зачем меня сюда переселили?"
Картину повесили на простенок, рядом с единственным окном в каморке. Открывая дверь, при входе в каморку, эта большая картина была четко видна из общего коридора. Она буквально бросалась в глаза.
В короткое время все жильцы нашей огромной каменной трехэтажной казармы, в которой проживало около четырехсот разных семей, узнали о появлении в каморке комсомольца Петрова портрета фабрикантши Хлудовой.
Многие семьи не ходили в музей во дворец Хлудовой, а узнав о появлении портрета у нас в каморке, все хлынули смотреть на картину. Наша дверь буквально не закрывалась. По тогдашним казарменным правилам, не впустить в каморку близких соседей или любого, проживавшего в казарме, было нельзя - считалось тяжкой обидой. Вот и шли по одному, по два, а иногда и целой компанией смотреть буржуйку.
Каждый из посетителей пускался в рассуждения. Задавались различные вопросы: Для какой цели куплена эксплуататорша? Имеет ли право комсомолец хранить у себя портрет кровопийцы? Неужели не было жалко платить десять рублей за эту гадину? - тому подобные вопросы.
Эти непрерывные посещения, неприятные разговоры и даже возмущения довели мою мать до негодования. И она бы точно выбросила картину с третьего этажа, если б портрет пролезал в окно.
Возмущение рабочих и жителей казармы дошло до моей комсомольской ячейки. Меня вызвали на заседание бюро ячейки и потребовали дать объяснение .моему поступку.
- Почему, - говорят, - разлагаешь ты рабочий класс, афишируя портрет миллионерши, врага советской власти?
В своем объяснении я пытался доказать, что это произведение искусства и что эта картина мне очень нравится, в ней все живое, и даже солнечный осенний день.
Никто из комсомольцев меня не поддержал. Впервые в жизни на меня посыпался град обвинений. Впервые в жизни я изведал чувство какого-то глубокого одиночества и разочарования.
Как сейчас помню, я глубоко переживал это событие в своей юношеской жизни. Мне было и понятно, и непонятно отношение комсомольцев и жителей казармы к моей покупке, к моему поступку.
Глубоко запали в мою юношескую душу слова и обвинения, высказанные комсомольцами на бюро. Один из них горячо доказывал, что не может понять, как это комсомолец, потомственный пролетарий, сын отца погибшего за революцию, покупает портрет буржуйской вражины и вешает его у себя дома, чуть ли не рядом с вождем мирового пролетариата товарищем Лениным. При этом он сообщил об угрозе комсомольца Соколова уничтожить портрет, если он не будет снят и спрятан долой с глаз сознательных трудящихся. Отец комсомольца Соколова был исхлестан Хлудовой нагайкой во время забастовки рабочих, а потом убит казаками во время демонстрации. Другой выступавший на бюро комсомолец обрушился на мои слова, что портрет является произведением искусства. Стуча кулаком по столу, он говорил: И царя Николая рисовали знаменитые художники. И что же? Мы значит должны вешать на стены этого палача русского народа. Так, по-твоему, получается!" - кричал он на меня. Комсомольское бюро, обсудив мой поступок, предложило мне уничтожить портрет фабрикантши Хлудовой.
Сопоставляя мое радостное чувство, которым было наполнено мое сердце, когда я нес картину домой, с тем тяжелым душевным состоянием, которое создалось у меня после бурных обвинительных речей комсомольцев, я думал и старался понять истинную причину случившейся со мной неприятности. Закрыв глаза, я четко видел яркие, жизнерадостные краски портрета. Густые каштановые волосы, сведенные в причудливою прическу, обрамлявшие красивое лицо фабрикантши, скрытая улыбка на губах и чертовски живые глаза как бы задавали мне вопрос: за кого ты? За революцию или за фабрикантшу? И я решительно отвечал: за революцию - против буржуев. Но портрет уничтожать я не решился. Мне было жалко картины.
И в итоге получилось, что комсомол не одобряет мой поступок, большинство рабочих и жильцов казармы озлобились на меня. А некоторые из них открыто заявляли мне в глаза: "Безбатьковщина! Голь перекатная! А туда же - буржуйку купил и молится на нее. Погоди, погоди - вот ГПУ узнает..." Мать моя тоже не одобряла приобретение портрета и требовала снять его и куда-нибудь спрятать.
В такой обстановке я пошел к художнику Безродному, руководителю нашего изо кружка и рассказал ему о своих переживаниях, прося совета.
Художник Безродный Макар Сергеевич, ученик великого Репина, помощник художника Рубо в росписи Севастопольской панорамы, пользовался в нашем городе большим уважением. Он легко, красиво, художественно писал портреты рабочих и служащих фабрики, учителей, артистов и даже нэпманов. До революции о Безродном в журнале "Нива" была опубликована большая статья и репродукции с его картин на тему разгрома кавалерии маршала Нея русскими войсками во время войны 1812 года.
Выслушав меня чутко и внимательно, Макар Сергеевич тут же немедленно воспылал желанием посмотреть портрет, заявив, что в музее он этой картины не видел, хотя и бывал там неоднократно и на распродаже приобрел два полотна знаменитых художников. Как потом выяснилось, портрет Хлудовой был выставлен только в первые дни открытия музея, а затем был помещен в запасник, где я его и купил.
Увидавши портрет фабрикантши висящим на стене моей каморки, Макар Сергеевич был удивлен, поражен и воскликнул: "Господи, да это ж гениальный Валентин Серов! Какая свежесть, как прекрасно, как жизненно! Вы, молодой человек, должны быть счастливы и горды, что храните этот шедевр знаменитого мастера.
Моя мать, слушая восторженные слова художника о портрете, была, удивлена, что о какой-то картине можно так красиво и умно говорить. Она обратилась к художнику с просьбой, чтобы он взял картину, а то нам не дают и не дадут житья в казарме.
Отказывая, матери в этом, художник объяснил, что непонимание рабочими произведения искусства, привело к тому, что рекомендуется картину уничтожить. Но наша совесть не позволит этого сделать. - Я напишу, - сказал он, - в комитет комсомола заявление, в котором объясню значение и художественную ценность картины.
Прощаясь с матерью за руку, художник сказал:
- Ваш сын приобрел бесценную картину, которую должен беречь всю свою жизнь. Это дань времени, попавшая в бедные рабочие руки.
Действительно, Макар Сергеевич Безродный обратился в горком комсомола с письмом, в котором просил более внимательно отнестись к сохранению шедевра.
Состоялось заседание бюро городского комитета комсомола. До заседания нашу казарму и мою каморку посетила специальная комиссия из комсомольцев, которые готовили этот вопрос к заседанию. Осмотрев картину, члены комиссии беседовали со многими рабочими и жильцами казармы, которые резко осудили мой поступок и потребовали убрать портрет эксплуататорши Хлудовой из стен рабочего жилища. При этом многие рабочие напоминали комиссии, как в мае 1917 года вызванные Хлудовой казаки на лошадях по каменным лестницам взбирались на второй и третий этаж казармы, цокая подковами по бетонным полам коридоров, срывали двери каморок и плетьми и нагайками избивали рабочих, женщин, стариков и детей.
И заседание бюро городского комитета комсомола осудило мой поступок и предложило мне снять портрет со стены каморки и спрятать его , чтобы не возмущать и не волновать рабочих.
Следуя комсомольской дисциплине, я снял портрет, и отнес его в балаган. Балаганами у нас назывались деревянные сараи, выстроенные возле казармы. Рабочие хранили там припасы: картофель, капусту, соленые огурцы и моченые яблоки, сушеные грибы и прочие продукты, а также разный хозяйственный скарб.
Вот туда-то, в балаган-сарай, отведенный нашей семье, и отнес я портрет на временное хранение. Пусть, - думал я, - полежит пока. А там видно будет. И когда я нес картину из казармы в сарай, многие жильцы, возмущенно глядя на меня, говорили: - Поглядите-ка: носится со своей иконой, как черт с писаной торбой!
Вечером я получил согласие художника Безродного утром привезти картину к нему на квартиру на временное хранение, как сказал Макар Сергеевич, до неопределенного срока. Я был обрадован этим согласием старого художника. Всю ночь я волновался, ожидая утра. Мать, видя, что я плохо сплю, упрекала меня за излишний психоз, подмечая, что, мол, цела будет твоя Хлудова, если толь - немного померзнет: октябрь на дворе.
Рано утром, взяв постельную простынь, чтоб укрыть картину, я побежал в балаган. Подойдя к чулану, я увидел открытую дверь. Сердце мое похолодело. Быстро войдя в чулан, я увидел изрезанную на мелкие кусочки картину. При этом кусочков изрезанной средней - части картины не было. Изверг - другого слова я не нахожу - унес с собой изрезанные кусочки картины. Крайние обрывки полотна висели лохмотьями с подрамника, к которому они были прибиты. Я оторвал от подрамника эти немногочисленные обрывки, среди которых был и угловой кусочек холста с подписью "Серов" и датой - 1909 год. Так погиб шедевр знаменитого русского художника. Моей досаде не было предела.
В 1930 году, когда я был студентом московского рабфака искусств, я осмелился в Третьяковской галерее рассказать сотрудникам о гибели картины и показать угловой кусочек холста с подписью художника и датой. Впоследствии эта беседа свела меня с московским старым живописцем Шестаковым, который знал о работе Валентина Серова над портретом Хлудовой. Художник Серов долгое время не решался ехать в Ярцево писать портрет фабрикантши. И в случае окончательного отказа Серова писать картину, его должен был заменить художник Шестаков, который дважды ездил в Ярцево, и обещал Хлудовой уговорить Серова. При этом Шестаков подчеркнул, что фабрикантша в каждое его посещение значительно увеличивала цену работы Серова. Художнику Шестакову удалось уговорить Серова, и он видел его работу в законченном портрете.
Художник Шестаков считал портрет Хлудовой лучшим произведением Валентина Александровича Серова.

Автор статьи Павел Михайлович ПЕТРОВ. Благодарим за предоставление этого материала директора Ярцевского музея О.И. Внукову.

 
Компания "Senbit"
Порт Пионерный
Строй Сити - огромный магазин стройматериалов в Ярцеве
Агросфера - крупнейший производитель теплиц и парников в Смоленской области
Светодиодная лента
Погода в г.Ярцево
Поиск
На сайте
В Интернете




 
 
Яндекс цитирования  




Сайт открыт 12 июля 2002 года
Условия использования материалов сайта здесь...>>>
© 2002-2013. Идея, название домена yartsevo.ru, составление, содержание, оформление: Ю.В. Бухалов.