Йохан Йоахим Винкельманн
Йохан
Йоахим Винкельманн, почитаемый нами как основатель классической
археологии и современного искусствоведения, родился 9 декабря
1717 года в семье стендальского сапожника. Его детство прошло
в бедной обстановке сапожной мастерской первой половины XVIII
века в Альтмарк, с характерным функциональным объединением
жилого помещения и рабочего места.
Во время обучения Винкельманна в школе определяющее влияние
на него оказал ректор латинской школы Тапперт, поддерживающий
своего одаренного ученика во многих отношениях, например,
в поиске стипендии для него, а также облегчил путь Винкельманна
в Кельнскую гимназию в Берлине.
В Берлине он впервые соприкоснулся с идеями Просвещения. Историко-критическая
энциклопедия Бауле, которую Винкельманн впоследствии законспектировал,
была одним из лучших образцов эпохи французского Просвещения.
Большое влияние оказал на Винкельманна его учитель Дамм, который
слыл почитателем греческой литературы и ее популяризатором.
В Галле Винкельманн смог получить стипендию по теологии. Однако
его интересовали и другие лекции. Позднее он даже отправился
в Ену изучать медицину и геометрию.
Позже Винкельманн был конректором в Зехаузен и библиотекарем
в графстве Бюнац в Нетниц в окрестностях Дрездена. Своей работой
в качестве конректора в Зехаузен он был неудовлетворен и посвятил
себя в этот период активному изучению античной литературы.
В 1748 году Винкельманн поступил на службу к Бюнау. В находящейся
здесь богатейшей библиотеке были собраны все значительные
труды эпохи французского Просвещения и Винкельманн обратился
к изучению истории и занялся разработкой исторической концепции,
что послужило основой для его дальнейших трудов.
Его первое сочинение "Рассуждения о подражании греческом
трудам в живописи и скульптуре" (1755 год). Символическое
отражение классической формулы "благородной красоты и
застывшего величия" находит Винкельманн в "маленькой
геркуланерин". Богатую пищу для своего дальнейшего развития
он получил благодаря общению с художниками и ученными, собиравшимися
в доме Бюнау. Значительную роль в жизни Винкельманна сыграла
дружба с художником Езер, рассуждения которого об искусстве
оказали влияние на формирование его взглядов и представлений.
Оригинальные концепции по теории искусства, рожденные в спорах
с Езер, легли в основу первой книги Винкельманна. У Езер жил
Винкельманн и в Дрездене после окончания в 1754 году своей
службы у Бюнау, вплоть до страстно желаемого им отъезда в
Рим в сентябре следующего года.
Впечатления, полученные Винкельманном по прибытии в Рим, превзошли
все его ожидания. Здесь повсюду его окружала античность и
благодаря своим знакомствам (1754 год) он получил доступ практически
ко всем значительным собраниям произведений античности. Из
Рима Винкельманн совершал многократные научно-исследовательские
поездки в Геркуланиум и Пиестум. В первые годы пребывания
в Риме большое влияние оказал на него художник Мегнес, с которым
Винкельманна связывала тесная дружба. Именно от него он получил
первые импульсы для изучения и впоследствии грандиозного описания
скульптур из папского собрания в Кортиле дель Бельведере,
в том числе особенно знаменитых Аполлона и статуи, известной
в истории искусства как "Торсо Бельвендере". Его
понимание античной скульптуры выходило за пределы простого
антиквара. В 1758 году Винкельманн переехал во Флоренцию для
того, чтобы увидеть здесь коллекцию камей барона фон Штох
и заняться публикацией своих трудов. После этой работы он
получил признание среди антикваров, которые занимались исследованием
камей. Также с античными традициями связан более поздний труд
Винкельманна "Неопубликованные античные памятники".
В 1759 году по возвращении в Рим Винкельманн поступил на службу
к кардиналу Альбани и поселился в его дворце. Кардинал, любитель
и знаток античного искусства, имел на этой вилле знаменитое
собрание произведений античности.
В 1763 году Винкельманн был приглашен в хранилище произведений
античности Папы Римского и назначен главным смотрителем всех
древностей в Риме.
В своем главном произведении "История искусства Древнего
мира" (1764 год),Винкельманн изложил стилевую периодизацию
развития древнегреческого искусства и предложил новые методы
его оценки. Прогрессивность его теории в том, что рассвет
греческого искусства он связыввает с общественным фактором
- свободной греческой полисдемократией. Отличие от прототипов
заключено в том, что он рассматривает царившие в демократической
Греции идеалы свободы как предпосылку для столь бурного развития
искусства. Его теория нашла глубокую поддержку у набиравшего
в ту пору силу класса буржуазии. Это и обусловило в итоге
огромную популярность его труда.
Известие о жестоком убийстве Винкельманна 6 июня 1768 года
в Триесте потрясло многих.
Сочинения Винкельмана повлияли не только на дальнейшее развитие
классической археологии - уже в первой половине XIХ века он
был почитаем как ее основоположник, но и явились базисом в
теоретических спорах по истории искусства и теории литературы.
Наследие, оставленное Йоханом Йоахимом Винкельманном, изучается
и популяризуется сегодня международным обществом Винкельманна,
которое было основано в Стендале.
|