История ярцевской рок-сцены
В именах и датах
Глава 1: "Принцип".
Вообще, по большому счёту, история ярцевской рок музыки в
силу своей глубинной местечковости достаточно скупа, как на
имена, так и на даты. И, тем не менее, она имеет место быть.
Первым всплеском рок-н-рольной активности в нашем городе надобно
считать перестроечные времена. Всё, что было до этого, назвать
рок-н-роллом как-то язык не поворачивается, да простят меня
многоуважаемые "Робинзоны" и все остальные ВИА 70-х,
пришедшие вслед за ними. Хотя, если говорить откровенно, то
по другому и быть-то не могло: любые попытки играть "чуждую"
советской молодёжи музыку пресекались на корню даже в столицах,
а уж как у нас умеют перегибать на местах, объяснять, я думаю,
никому не надо.
Итак, перестройка, год 1987-й, город Ярцево, микрорайон №15.
Именно здесь и именно тогда я увидел на улицах первых местных
" металлистов", именно здесь стали появляться начертанные
на стенах недрогнувшей рукой "священные" символы:
KISS, AC/DC, TWISTED SISTER и т.д. Всё это говорило лишь об
одном: вторая волна популярности тяжёлого рока добралась наконец-то
и до нашей глубинки. А потому появление на местной сцене коллектива,
исполняющего хэви-металл было всего лишь вопросом времени.
И это время не заставило себя долго ждать. Слухи о появлении
в городе настоящей "металлической" рок-группы распространились
среди любителей жанра со скоростью света. Говорили, что группа
эта называется "Принцип", и что её лидер, - гитарист
и вокалист Олег Коростелёв даже вроде-бы как подсиживает на
игле, отчего музыку сочиняет просто запредельную. Лично я
впервые увидел Олега где-то в июле 87-го. Случилось это в
городе, в скверике возле кинотеатра "Россия". Он
шёл мне навстречу в окружении стайки поклонников и выглядел
как заправская рок-звезда: невероятно узкие джинсы с дырками
на коленях, (если кто помнит, в те времена это был особый
шик), высокие белые кроссовки, чёрная майка с надписью "new
yorker" и кожаные напульсники на запястьях. Венчала всё
это "металлическое" великолепие роскошная причёска
а-ля Эксл Роуз времён "Appetite For Destruction"
(хитрые на выдумку доморощенные стилисты наводили тогда подобный
начёс при помощи подслаженой воды и чёрной копировальной бумаги).
Увиденная мной сцена так ярко врезалась в память, как будто
всё это было не далее чем вчера.
Вскоре в народе стали ходить по рукам первые магнитофонные
записи группы, являвшие собой эдакий синтез собственных идей
в стиле "Black Sabbath", "Круиз" и "Воскресенье"
одновременно. Сегодня, глядя на эти события с высоты прожитых
лет, я понимаю, что музыка раннего "Принципа" была
похожа на классический heavy metal только символически, но
тогда это, поверьте, не имело никакого значения. Главное,
что это был ROCK.
Впервые увидеть "Принцип" в действии, или как нынче
принято говорить, - "живьём", мне посчастливилось
несколько позже, а именно 2 мая 1988-го года на сцене клуба
"Металлист" (такой вот забавный каламбур подарила
нам историческая правда!). Сегодня в этом здании, как известно,
размещается муниципальная школа искусств. Концерт, состоявшийся
в этом помещении аккурат 15 лет назад, был первым в истории
ярцевского рок-н-ролла большим многочасовым "сейшеном",-
на одной сцене с "Принципом" в тот вечер выступали
ныне легендарные смоленские составы "Магма", "22"
и "ЭШ".
К концу 88-го "Принцип" имел в своём активе уже
третий магнитоальбом под зловещим названием "Дорога в
Ад", записанный обновлённым составом в лице смоленского
гитариста Юрия Мешковского и вокалиста Вячеслава Трощенкова,
обладающего мощным громоподобным голосом, что как нельзя кстати
подходило к стилистике группы, исполняющей тяжёлый рок. Стоит
отметить, что к этому времени у ребят из "Принципа"
уже было подписано трудовое соглашение на гастрольную деятельность
с кооперативом "Досуг". Объехав с концертами практически
всю Смоленскую область и не только, "Принцип" по
сути стали первой и к сожалению последней ярцевской рок-группой,
поимевшей опыт настоящей профессиональной работы. На благотворительном
концерте в пользу жертв землетрясения в Армении, который состоялся
в самом конце декабря 1988-го года на сцене клуба "Энергетик",
"Принцип" предстали в виде крепко сбитого коллектива
с чётко определённым имиджем и стилистикой. В этот период
"Принцип" был на пике своей творческой карьеры,
и казалось, - ещё немного и группа выйдет на качественно иной,
более высокий уровень профессионального развития. Однако в
силу множества объективных причин, этого, увы, не произошло,
и в начале 1990-го года "Принцип" тихо и незаметно
скончался…
Кстати на том самом концерте, состоявшемся в декабре 88-го,
деньги для жертв землетрясения в Армении, "Принцип"
зарабатывал на пару с ещё одной ярцевской рок-группой, появившейся
к тому времени в нашем городе. Группа эта называлась "Свинцовая
Плеть" и являла собой хард-роковое трио, исполняющее
достаточно жёсткий и агрессивный материал собственного сочинения.
К сожалению, эта, безусловно, интересная команда просуществовала
очень недолго, так и не успев вписать своё имя в историю ярцевской
рок сцены более жирным шрифтом. Однако уже через полгода,
а именно летом 1989-го из недр именно этого коллектива вылупился
любопытный глэм-роковый "уродец" по имени "Узел
Связи". Но об этом в следующей главе.
Группа
"Принцип" была создана в феврале 1987 г. по инициативе
барабанщика Андрея Нежданова. В состав группы вошли: Павел
Новожилов - бас, Геннадий Богоденко - клавишные, Олег Коростелев
- гитара, вокал, и конечно сам Нежданов. В августе того же
года группа записывает свой первый альбом под названием "Голос"
на базе клуба "Ровесник" при заводе ЯЧЛЗ. В январе
1988 г. группа определяется в стиле hard rock и приглашает
на постоянную работу певца и пианиста Вячеслава Трощенкова.
В таком составе выпускается следующий альбом с названием "Вакханалия
88" в марте-апреле 1988 г. с явным уклоном к психоделии.
Примерно в этот же период времени группу замечает будущий
продюсер Владимир Давыдов. Последний предлагает создать студию
и организовать гастрольные поездки. По достижении соглашения,
группа берет нового бас-гитариста из группы "Импульс"
Виктора Иванова и сессионного гитариста Юрия Мешковского.
В таком составе начинается гастрольная деятельность, длящаяся
целый год до мая 1989 г.
Наработанный музыкальный материал послужил основой для создания
следующего альбома с названием "Дорога в ад" (по
названию концертной программы и заглавной песни). Heavy Metal
стал окончательно стал сформировавшимся стилем группы. Это
был последний альбом группы. Тем не менее, группа продолжает
концертную деятельность в течение почти 2-х лет с той же программой
"Дорога в ад". Выходит концертный альбом с тем же
названием. И затем в 1991 году группа прекращает свое существование.
После 10-летнего перерыва, во время которого музыканты участвуют
в различных сольных и иных проектах В. Трощенков и О. Коростелев
возобновляют совместную музыкальную деятельность. В марте
2002 года группа приступает к работе над сбором нового музыкального
материала. В состав вошли В. Трощенков - вокал, О. Коростелев
- гитара, А. Кропотов - бас.
Текст и фото Олега Коростелева.
Олег КУДРЯВЦЕВ
|