История ярцевской рок-сцены
В именах и датах
Глава 2: "Узел связи".
История возникновения группы “Узел Связи” проста и парадоксальна одновременно, и в то же время совсем не оригинальна.
Весной 1989-го года молодая и перспективная ярцевская рок-формация “Свинцовая Плеть” понесла “невосполнимую утрату”, - не желая вступать в противоправный конфликт с “Законом о всеобщей воинской обязанности”, барабанщик группы отправился проходить суровую школу жизни в рядах Советской армии. (Вообще-то этот пресловутый “почётный долг” каждого гражданина нашей Родины попортил немало крови несметному числу отечественных рок-составов всех времён и направлений, и судя по всему, будет портить её ещё очень долго). По злой иронии судьбы, именно по этой же причине, пару лет спустя, прекратит своё существование и сам “Узел Связи”. Впрочем, давайте не будем торопить события…
Нависшую над группой проблему, музыканты “Свинцовой Плети” разрешили довольно быстро и безболезненно. Однако очень скоро выяснилось, что новый барабанщик, обладая довольно скромными профессиональными данными, имел несоразмерно развитые авторские амбиции. Не успев разучить и половины старого материала группы, он то и дело покидал на репетициях своё рабочее место за ударной установкой, что бы напеть в микрофон свой очередной “шедевр”, попутно приставая к коллегам с просьбами подобрать к нему гармонию. Через “энное” количество подобных репетиций, атмосфера в группе накалилась до предела. Гитарист “Свинцовой Плети” Владимир Андреев, исполнявший по совместительству обязанности ещё и основного вокалиста, своё место у микрофона по понятным причинам уступать не хотел. Басист же напротив, - отнёсся ко всему происходящему с нескрываемым энтузиазмом. В конце концов, в результате накопившихся разногласий, Володя Андреев из группы ушёл, причём сделал это со свойственным ему благородством и чувством такта, полностью оставив “ренегатам” свою долю совместно нажитой аппаратуры.
Над свежеиспечённым авторским тандемом вновь нависла проблема доукомплектации состава, которая тем не менее, довольно скоро была решена, правда не без помощи поклонниц теперь уже не существующей “Свинцовой Плети”. Пришедшие в группу гитарист и барабанщик влились в коллектив за считанные дни, и вскоре новая ярцевская рок-группа приступила к репетициям собственного материала. К выбору же нового названия ребята отнеслись со всей подобающей к столь ответственному делу скрупулёзностью: на стене репетиционной комнаты даже был вывешен лист бумаги, на котором любой входящий мог оставить свой вариант. Однако в итоге решили далеко не ходить и остановиться на “Узел Связи”. Во первых, так называлась организация на базе которой они репетировали, а во вторых прикалывал многогранный смысл данного словосочетания: ведь как известно, “связь бывает разная – и простая и заразная”. По примеру некоторых знаменитых рок-коллективов, свои истинные паспортные данные решено было спрятать за звучными и в то же время стёбными псевдонимами, и отныне всех участников “Узла Связи” следовало величать не иначе как Ваха Крот (вокал), Толян Морозный (бас), Анджей Вилы (гитара) и Swat Тормоз (барабаны).
К концу лета 1989-го года группой была отрепетирована дебютная программа, премьера которой состоялась на городском стадионе “Труд” в рамках фестиваля молодёжной музыки “Поп – сковорода-89”, приуроченного к празднованию Дня города. В тот августовский вечер на трибунах стадиона собралось около двух тысяч уже изрядно подгулявших представителей нового поколения, выбирающего перестройку и гласность. Концерты рок-групп местного разлива были в ту пору явлением достаточно необычным, и потому дебютное выступление “Узла Связи” публика встретила что называется “на ура”. Кстати, на одной сцене с “узлами” выступал тогда и знаменитый “Принцип”. По непредсказуемым стечениям обстоятельств, этот концерт стал для них последним выступлением в родном городе. Таким образом, переходящее знамя ярцевского рок-н-ролла было, образно говоря, торжественно передано в новые руки.
Оглушенные фантастическим приёмом, “Узел Связи” решают замахнуться на большой сольный концерт. И хотя решение это было явно преждевременным, в срочном порядке начинается подготовка к предстоящему шоу. В том, что их выступление будет настоящим шоу, ребята не сомневались ни секунды: было готово к действию самодельное осветительное оборудование из 12-ти прожекторов и самодельный же дымогенератор. Медицинский костыль, пионерский горн, ворох предполагаемых к публичному уничтожению газет, стилизованная под фаллос брызгалка, изготовленная из пустого флакона из-под шампуня, надутые презервативы с надписью “СПИД не спит!”, - вот только небольшой перечень сценического реквизита “Узел Связи” тех времён. Прибавьте к этому экстравагантный концертный “прикид”, абсолютно дамский макияж и традиционные 100 грамм для храбрости перед выходом на сцену, - шоу определённо должно было получиться! И вот в октябре 1989-го, на ярцевских улицах появились красочные самодельные афиши, текст которых гласил примерно следующее: “Внимание! Только один день! Проездом из Пронькино в Старозавопье! Группа “Узел Связи” приглашает всех любителей громкой музыки на “Рок-балаган”, который состоится в клубе “Энергетик” в 19.00”. И был день концерта, и был аншлаг, и было шоу не обошедшееся, правда, без досадных ошибок и курьёзов, из-за которых казалось до мелочей продуманное представление, временами действительно смахивало на заезжий балаган уездного масштаба. Под занавес концерта Толян Морозный эффектно расколотил полубутафорскую бас-гитару, заранее припасённую специально для этого дела, а какие-то хулиганы из числа зрителей забросали музыкантов горящими (!) бенгальскими огнями, добавив таким образом в финальную часть шоу недостающий пиротехнический штрих.
Необходимые оргвыводы “Узел Связи” сделали незамедлительно. – Трюки трюками, - сказали они себе, - но
рок-н-ролл это прежде всего музыка, а музыку надобно играть умеючи. В качестве ликбеза был выбран проверенный временем опыт записи магнитоальбомов: работа под метроном, пение на три и более голосов, бесчисленное количество дублей, - всё это способствует развитию профессиональных навыков, так необходимых любому музыканту, решившему посвятить себя служению рок-н-рольной Музе.
Вообще, говорить о стиле, в котором играли “Узел Связи” очень непросто, поскольку за два года своего существования, эта группа перепробовала себя практически во всех ей известных направлениях и стилях, как бы параноидально это ни выглядело со стороны. По большому счету, “Узел Связи” были компанией завзятых меломанов, этаким клубом по интересам, где приветствовалось увлечение искусством в любом его проявлении. Большими друзьями группы были Николай “Мыкола” Волколупов и Алексей “Мерзикл” Иванов, люди написавшие немало хороших стихов из которых в последствии родилось немало интересных песен. Частым гостем “узловских” репетиций был Игорь “Джон” Еремеев, известнейший меломан-коллекционер, к сожалению очень рано ушедший из жизни летом 1990 года по нелепой трагической случайности. Барабанщик-виртуоз и доморощенный рок-продюсер Владимир Погосян, с убедительностью “сына турецкоподданого” обещавший группе совместное турне с “Чёрным Кофе”, журналист “Пионер-ТВ” Андрей Бабкин, и даже нынешний главный редактор “Инициативы” Юрий Бухалов, - всё это люди, которые так или иначе были причастны к истории “Узел Связи”. Кстати об истории.
В начале 1990-го года до Ярцева докатилась сногсшибательная новость: Вяземский рок-клуб при поддержке местного комитета комсомола организовывает первый в истории Смоленщины областной рок-фестиваль с призовым фондом в 1500 рублей. “Узел Связи” уже предвкушали увлекательную поездку, когда стало известно, что Геворг Кулоян, работавший тогда первым секретарём Ярцевского комитета комсомола, распорядился “скандальный” ансамбль в Вязьму не пущать, дабы не позорить лицо города на столь ответственном культурном форуме. Рухнувшие было мечты и надежды неожиданно спас уже упоминавшийся выше Игорь Еремеев. Взяв на себя функции администратора, он известным только ему образом всё-таки договорился об участии группы в фестивальной программе, правда, с обидной оговоркой “вне конкурса”. Но для музыкантов “Узла Связи” это было совсем не важно.
Вяземский конкурс и впрямь оказался мероприятием серьёзным: с расселением в гостинице, комплексным обедом, и даже “саундчеком”, то есть предварительной отстройкой перед выступлением. Показав на фестивальной сцене свои самые “забойные” песни и фрагменты сценического шоу (Толян Морозный вновь завершил выступление группы ритуальным разбиванием бас-гитары), “Узел Связи” удостоились разгромной критике в областной газете “Смена”. Однако как это зачастую бывает, критика возымела совершенно обратную реакцию и “Узел Связи” стали известны в Смоленске. Группу стали приглашать на “сейшены” в областную столицу, на одном из которых “узлам” посчастливилось выступить на одной сцене с очень популярной тогда московской альтернативной группой “Ночной проспект”.
“Узел Связи” стремительно набирал очки популярности, поэтому, когда стало известно о том, что ярцевские функционеры задумали провести фестиваль, аналогичный вяземскому, трое участников группы пренепременно пожелали принять в нём участие. Правда Толян Морозный, негласно считавшийся лидером коллектива, как мог уговаривал остальных участников группы от этой стрёмной затеи отказаться. Те были непреклонны, и после сопоставления всех “за” и “против”, Морозному пришлось принять сторону большинства. Как показало развитие событий, - предчувствия его не обманули. Состоявшееся 5 мая 1990 года в большом зале районного Дворца культуры выступление “Узла Связи” в рамках вышеозначенного мероприятия стало самым провальным за всю их биографию: гитары не “строили”, подзвучка не работала, барабанщик “тормозил” а вокалист хронически не попадал в ноты. Словом, полный “абзац”. Впрочем, публика, похоже, всей этой “лажи” не заметила, а может просто сделала вид. Но как бы там ни было, свою долю оваций “узлы” получили.
К слову, именно на этом злополучном фестивале в нашем городе в первый и последний раз выступили смоленские панки из культовой группы “Нянечка”. Свою программу они отыграли как никогда чисто и слаженно, явно рассчитывая на денежный приз, обещанный за первое место. А когда узнали, что “Нянечка” не попала даже в число “лауреатов”, крепко обиделись на “лохов-организаторов”. После чего “насинячились” что называется “в хлам”, повредили казённое пианино, наблевали в рукомойник, насрали на пол прямо за кулисами, а потом устроили между собой пьяную драку, оставив в гримуборной кусок оторванного уха, который уборщица выковыряла из половой щели, а точнее из щели в полу пару дней спустя. Впрочем, я по ходу отвлёкся.
Всё лето 1990-го года “Узел Связи” не покладая рук, работали над записью своей музыки. За последние месяцы в творческих закромах группы накопилось более тридцати песен в совершенно разных направлениях, а потому решили выдать “на гора” сразу три магнитоальбома. Первый назывался “Санузел” и включал в себя сугубо концертный репертуар: жёсткие, заводные рок-н-рольные номера с уклоном в глэм и панк-рок. Второй, под названием “Чёрные будни”, состоял из песен, так сказать на злобу дня. Во времена перестройки и гласности в социально-политической тематике не упражнялся только ленивый, бунтовать против политики партии считалось признаком гражданской активности, благо делать это тогда было уже не опасно. И наконец, третья работа под символическим названием “Шаг в сторону” являла собой своеобразный сборник стилистических экспериментов в котором “Узел Связи” попытались выйти за рамки своего привычного концертного образа. Сегодняшнему слушателю многие песни, записанные на этих плёнках, могут показаться чересчур наивными, особенно если вслушиваться в тексты, качество которых всегда отставало от качества музыки “узлов” на весьма порядочное расстояние.
В конце осени всё того же 1990-го года,Swat “Тормоз” обнаружил в своём почтовом ящике повестку в военкомат. Судьба-разлучница вновь замаячила на горизонте зловещим силуэтом. Правда, коварный призыв удалось отсрочить до зимы, но это увы, уже ничего не меняло. В связи со сложившейся ситуацией, “узлы” задумали устроить потенциальному новобранцу прощальную гастроль в виде грандиозного “сейшена” с участием друзей-музыкантов, которыми они успели обзавестись за время своей рок-н-рольной деятельности. Концерт этот состоялся всё в том же “Энергетике” 9 декабря 1990-го года. В отчётах клубных методистов он проходил как благотворительный фестиваль современной молодежной музыки “Рок за экологию”, а на деле был специально приурочен к десятой годовщине со дня трагической гибели Джона Леннона.
Первыми на сцену “Энергетика” вышли участники смоленской группы “Пари Проект”, затем бывший гитарист “Свинцовой Плети” представил публике свой новый коллектив под названием “Опасная Зона”. Ещё одна группа из Смоленска, называвшаяся “Cold Rock” выступала третьей, а уже после них свою программу показали “Узел Связи”, посвятив памяти Леннона свою версию “битловской” “Back In USSR”. Завершали фестивальную программу культовые смоленские рокабильщики “Весёлый Роджер”, которые пользовались в нашем городе просто феноменальной популярностью, отчего приезжали в Ярцево часто и охотно. Под занавес все участники концерта вышли на сцену одновременно и спели как умели бессмертную “Let It Be”. Словом, всё получилось тепло, душевно и очень качественно.
Вместе с тем, суровые реалии советской действительности оказались сильнее, и вскоре “Узел Связи” остались втроём. Бесконечные попытки найти нового барабанщика не увенчались ничем, и свой последний концерт группа отыграла в конце июня 1991-го с помощью “драмсиста” специально приглашенного из группы “Cold Rock”. Случилось это там же, где ровно два года назад “Узел Связи” начинали, - на городском стадионе “Труд” в День молодёжи.
Однако на этом история группы не закончилась, - не стало всего лишь, если можно так сказать, торговой марки “Узел Связи”. Сами музыканты отнюдь не собирались прятать гитары в чулан, и уже вынашивали в головах планы по созданию нового, на этот раз уже англоязычного магнитоальбома. Но об этом – в следующей главе.
Олег КУДРЯВЦЕВ
|