История ярцевской рок-сцены
В именах и датах
Глава 4: "Шлак".
К началу 1996-го года “эпоха застоя” в ярцевском рок-н-ролле перешагнула свою юбилейную пятилетнюю отметку. Как это ни печально, но с 1991-го года в течении этих долгих пяти лет в нашем городе не состоялось ни одного рок-концерта и не появилось ни одной новой группы. Боюсь, что причины этой странной и непростой ситуации кроются скорее в социально-политической области, нежели в культурной, но факт, как говорится, налицо. Честно говоря, на этом невесёлом фоне студийные экзерсисы участников «Узел Связи», переименовавшихся по случаю в «Moonhouse», выглядели, по меньшей мере «лучом света в тёмном царстве». Хотя, по большому счету, была во всём этом какая-то мультяшная неестественность, какой-то еле уловимый подвох: есть магнитоальбом, есть классные песни на нём звучащие, есть красивое романтическое название, нет только самой группы, а точнее, её «живых» концертных выступлений. Всю двойственность сложившегося положения, несомненно понимали и сами «Moonhouse”. Трое остальных с такой постановкой вещей соглашаться не хотели, но сделать уже ничего не могли, - незаметно для них, коллективная репетиционная база превратилась в “студию” “Moonhouse”, причем с правом единоличного пользования. Оставшись без крыши над головой и даже самого скромного количества необходимой для репетиций аппаратуры, отверженные ѕ “Moonhouse» больше года ждали удобного случая, чтобы доказать себе и всем свою рок-н-рольную самодостаточность. Счастливый случай явился к ним в образе Валентины Николаевны Шастиной, работавшей тогда директором клуба «Энергетик», которая безвозмездно предоставила группе не только помещение для репетиций, но и клубное оборудование в виде комплекта звукоусилительной аппаратуры марки «Эстрада».
В те годы с лёгкой руки группы «Nirvana», в мире рок-н-рольной моды безраздельно властвовал альтернативный рок, а потому Ваха, Swat и Анджей решили окрестить своё новорождённое «детище» в духе времени, - коротким и хлёстким именем «Шлак». Недостающего группе гитариста, (Анджей в этом составе переключился на бас), долго искать не пришлось, - свою помощь в этом качестве «Шлаку» предложил Олег Лякин. Страстный поклонник «хэви-металл» и ученик Олега Коростелёва, новый гитарист оказался способным и старательным музыкантом, правда, уж очень недисциплинированным. Он то и дело пропускал репетиции, ходил на них крайне редко, и вскоре единогласным решением, «Шлак» указали Лякину на дверь. Упаковав гитару в чехол, тот молча ушёл из музыки насовсем. Впрочем поговаривают, что особую страсть к «металлу» он питает и по сей день, правда, в несколько ином качестве. Вторая попытка найти «недостающее звено» оказалась намного удачнее, - в состав вошел Виталий Тимофеев, - молодой и самобытный гитарист, тяготеющий к блюзовой музыке в целом, и к творчеству группы «Led Zeppelin» в частности. Его весёлый нрав и профессиональные качества помогли ему моментально найти общий язык с остальными членами команды, и вскоре «Шлак» приступил к репетициям своей дебютной программы, премьера которой состоялась в августе 1996-го года на праздновании Дня города. На импровизированной сцене в виде крыльца средней школы №8, впервые за последние пять лет, в Ярцеве вновь играли рок. Впрочем, о всей «эпохальности» данного события, участники группы даже не подозревали, и если попытаться найти истинного «виновника торжества», им непременно оказался бы Олег Додонов, занимавший тогда пост председателя районного комитета по делам молодежи. Не в пример нынешним молодёжным «вожакам», он сумел выбить в администрации не только требуемую сумму на аренду «аппарата», но и на выплату пусть чисто символического, но всё же гонорара участникам концерта.
Следующим шагом на пути к творческому самоутверждению, стал престижный областной фестиваль «Смоленский Проект-96». Используя личные связи и старые контакты, музыкантам «Шлака» удалось попасть на предварительное прослушивание в качестве кандидатов на участие в фестивальной программе. По какой-то злонамеренной случайности, в комплекте барабанной установки организаторов не оказалось педали к бас-бочке, и всю программу пришлось играть без акцента на сильную долю. Ситуация для рок-музыкантов, поверьте, просто чудовищная. Тем не менее, «Шлак» отборочный этап прошел успешно и был включен в состав участников фестиваля.
Вообще, «Смоленский Проект», - событие в музыкальной жизни области, по меньшей мере, более чем грандиозное. Фестиваль ежегодно проходит в течении пяти вечеров подряд: один вечер посвящается джазу, второй – эстраде, третий – рок-музыке и т.д. Фестивальную рок-программу «Смоленского Проекта-96» открывал ещё один ярцевский музыкант, гитарист Сергей Марин со своей группой из ресторана мотеля «Оазис». Показав смоленской публике несколько кавер-версий инструментальных композиций Джо Сатриани, Сергей сорвал заслуженные аплодисменты, лишний раз доказав, что в нашем городе есть профессионалы просто экстра-класса. «Шлак» выступали вторыми со своей программой из песен на английском (инерция «Moonhouse» давала о себе знать) и русском языках. Именно под их выступление, народ сидящий в партере, стал потихоньку выползать под сцену и танцевать, не жалея ног. Кроме ярцевчан в тот вечер отметились «Спички» (Сафоново), «Хобби» (Вязьма) и смоленские группы «Архитектура», «Subway» и «Пангея». Кстати, в составе «Пангеи» в роли бас-гитариста неожиданно обнаружился их бывший худрук Толян Морозный, он же Анатолий Нидилько. Дело в том, что «Пангея» была аккомпанирующей группой Алексея Хоцкого, с которым ещё со времён «Moonhouse», Толян поддерживал как творческие, так и дружеские отношения. Судя по всему, студийная деятельность ему наскучила, и душа затосковала по сцене. Пример его бывших коллег оказался заразительным.
В начале 1997-го, «Шлак» в очередной раз остался без гитариста, - Виталий Тимофеев подался за «длинным рублём» в ресторан мотеля «Люкс-310». Будучи и «рокером» и «лабухом» одновременно, он постоянно разрывался между увлекательной, но безденежной рок-деятельностью и рутинной, но оплачиваемой работой в «кабаке». В конце концов, вторая его привязанность оказалась сильнее, и «Шлак» начали искать ему замену, и совсем скоро они нашли её в лице Анатолия Нидилько. Старые обиды были забыты, и группа в своём классическом составе времён «Узла Связи» приступила к репетициям новой программы.
По приглашению музыкантов смоленской группы «Subway», 1 мая 1997-го года «Шлак» приняли участие в юбилейном концерте смоленского рок-клуба. На одной сцене с ними в тот день выступали собравшиеся по такому торжественному случаю ещё одни «рок-ветераны» из группы «Весёлый Роджер». Правда, в отличие от «Шлака», выступление последних вылилось в непредсказуемый и пьяный балаган.
Оставив свою репетиционную точку в «Энергетике», «Шлак» перебрались на родную базу в подвале АТС, однако поработать там в полную силу, им так и не удалось, - решением администрации РУСа, летом 1997-го, музыканты были оттуда выселены. В силу этого неприятного инцидента, в группе вновь начались межличностные конфликты, и вскоре «Шлак» прекратил своё существование. Восьмилетняя «рок-эпопея» группы со сменой составов, названий и стилей, наконец-то завершилась. Правда, своё самое последнее выступление «Шлак», собравшись по случаю лишь на один концерт, дали в феврале 1998-го на сцене клуба «Энергетик». В том составе на гитаре вновь играл Виталий Тимофеев, а свою программу музыканты оттачивали на репетиционной точке группы «Агония». Но это уже совсем другая история…
Олег КУДРЯВЦЕВ
|