История ярцевской рок-сцены
В именах и датах
Глава 6: Эпилог.
Так уж случилось, что музыканты «Агонии» одним лишь фактом своего существования, хоть и недолгого, но очень яркого и продуктивного, сами того не подозревая, неожиданно стали своеобразным катализатором развития рок-н-рольного процесса, начавшегося в нашем городе в самом конце 90-х.
В 1999-м, когда «Агония» уже практически агонизировала в своём творческом самовыражении, в Ярцеве появляется доселе невиданное в этих местах количество новых, прежде никому неизвестных рок-групп. Самой заметной и, пожалуй, самой удачливой командой из этой обоймы стала группа «О.Н.И». Формация, образованная в начале 1999-го года совсем ещё юным гитаристом и вокалистом Евгением Фараджевым, представляла из себя довольно забавный и непривычный гибрид жёстких гитарных риффов в стиле «Bush» и «Green Day», и легковесных, если не сказать легкомысленных стишков на любовную тематику, в духе приснопамятных попсовых исполнителей типа «На-На» или «Ласковый Май». И если в западной рок-музыке такое сочетание является вполне традиционным и заурядным, то для нашей российской рок-сцены, подобный синтез – скорее исключение из правил. Клянусь головой, ещё лет 10-15 назад, за такие эксперименты можно было поплатиться здоровьем и внешней привлекательностью. Однако времена меняются, и совсем скоро «О.Н.И» становятся самой популярной группой в городе. Этому в особой степени способствовали регулярные выступления коллектива на ночных дискотеках в клубе «На Крытом», ну и, конечно же, сама тематика песен, рассчитанная на склонный к лирическим переживаниям слабый женский пол.
К концу 1999-го, состав группы окончательно стабилизировался, и выглядел следующим образом: Евгений «Жека» Фараджев (гитара, вокал), Дмитрий «Москвич» Москвичев (соло-гитара), Дмитрий «Хомяк» Хромов (бас-гитара) и Денис «Железняк» Железняков (барабаны). Именно в этом составе, летом 2000-го года «О.Н.И» записали на вяземской студии «ASR» свой дебютный сингл из двух песен, став, таким образом, первой ярцевской рок-группой, заимевшей свой собственный компакт-диск.
Тем временем, в местной рок-тусовке «О.Н.И» обзывают не иначе, как «КОНИ», и всё это благодаря анонимному остряку-самоучке, пририсовавшему как-то к названию группы на афише здоровенную букву К. Своё последнее выступление в оригинальном составе, «О.Н.И» отыграли в мае 2001-го года на сцене клуба «Энергетик», в рамках благотворительного фестиваля «Рок Чистого Сердца». После этого в группе произошли радикальные перемены, но об этом чуть позже…
В том же 1999-м, в Ярцеве появляется ещё одна молодёжная рок-группа, созданная на базе средней школы №9. Группа эта называлась «Анабиоз», и под стать своему названию, старалась исполнять замороченную альтернативу с изрядной долей депрессивной психоделии. Состав группы постоянно менялся, пока в результате естественного отбора, наконец-то не стал стабильным: Руфат Акчурин (гитара, вокал), Михаил Борисов (бас, вокал), Александр Поляков (гитара), и Юрий Савельев (барабаны).
26 мая 2001-го года на фестивале «Рок Чистого Сердца», этот состав поставил точку в биографии «Анабиоза» и ушёл со сцены. В это же время на грани распада оказались и вышеупомянутые «О.Н.И», однако Жека Фараджев вовремя подсуетился, и сумел спасти своё «детище» за счёт привлечения в состав группы бывших «анабиозовцев» Михаила Борисова и Юрия Савельева. Уже новым составом и с новой программой, реорганизованные «О.Н.И» активно выступают в Смоленске, на сцене клуба «Коммандо». Ярцевские рок-н-рольщики смогли увидеть «О.Н.И» нового созыва в мае 2002-го года на сцене клуба «Энергетик» в рамках фестиваля «ROCK Провинция – 2002». В настоящий момент «О.Н.И» находятся (впрочем, как и большинство других ярцевских рок-групп) в состоянии эдакой «дежурной спячки», - группы вроде бы нигде не видно, репетиций практически нет, но если на горизонте замаячит вдруг «маза» где-нибудь выступить, в кратчайшие сроки состав будет готов к «бою».
Между тем, к 2000-му году на различных сценических площадках города, то и дело начинают появляться всё новые и новые имена: «Литий», «Белый Шквал», «Апатия». И если две первые команды прийти к какому-то более или менее достойному творческому результату так и не смогли, то совсем ещё юные музыканты «Апатии» за свою недолгую историю, кое-чего добиться всё же сумели. Несмотря на то, что выступления группы в смоленских рок клубах прошли практически незамеченными, у себя дома «Апатия» заслуженно пользовалась определённой популярностью. К сожалению, после выступления на фестивале «Рок Чистого Сердца» в мае 2001-го года, об этой, безусловно, перспективной команде не поступает ровно никаких новостей.
Ещё одним заметным явлением на сегодняшней ярцевской рок сцене, можно без лишних комплиментов назвать группу «Дохлый Номер». В отличие от всех вышеперечисленных коллективов, являющихся по сути стопроцентными «тинейджеровскими», т.е. подростковыми рок-формациями, в состав «Дохлого Номера» входят люди достаточно взрослые и бывалые. Своё увлечение рок-н-роллом они называют ещё одной вредной привычкой, отказаться от которой, с каждым годом всё сложнее и проблематичнее.
История создания этой команды уходит в далёкий 1994-й год, когда гитарист Александр «Кабан» Стефаненков и барабанщик Александр «Гад» Бухалов решили попробовать свои силы в столь любимых ими стилях «trash» и «death metal». С момента создания и до недавнего времени, состав группы был крайне нестабилен. В «Дохлый Номер» приходили и уходили музыканты всех мастей и наклонностей, талантливые и бесталанные, многие из которых страдали к тому же, как алкогольной, так и наркотической зависимостью. Группа распадалась и собиралась вновь, но неизменным оставался лишь её костяк в лице барабанщика и гитариста, да выработавшееся за долгие годы неудач творческое кредо закоренелых маргиналов. Дескать, мы играем рок сугубо для собственного удовольствия, а все эти концерты – глупая забава для позёров и «фраернутых» экстравертов.
Ситуация резко качнулась в лучшую сторону летом 2000-го года, когда в состав «Дохлого Номера» напросился «немного попеть» истосковавшийся по сцене вокалист Олег «Ваха» Кодымчанин, тот самый Ваха, чья рок-н-рольная деятельность начиналась ещё в составе «Узел Связи» в конце 80-х. Примерно в это же время, «Дохлый Номер» обзавёлся недостающим ему бас-гитаристом, которым стал совсем ещё юный, но очень способный 17-ти летний музыкант Антон «Трэш» Наумов. К началу 2001-го года, группой была отрепетирована дебютная программа из семи композиций собственного сочинения, премьера которой состоялась в рамках фестиваля «Рок Чистого Сердца». Объективности ради стоит заметить, что этот фестиваль, равно как и следующий, - «ROCK Провинция – 2002», был организован по инициативе самих участников «Дохлого Номера», придумавшими по случаю для своего не слишком благозвучного названия, оригинальный англоязычный вариант «Dead №».
Кстати, именно на «ROCK Провинции – 2002», вниманию ярцевской публики свой очередной проект представил бывший бас-гитарист «Агонии» Кирилл Бабуров. В своей новой группе он выступал уже в роли лидер-гитариста, отвечая как за музыку и тексты, так и за общий «саунд» всего коллектива в целом. В качестве основной вокалистки в этом проекте, свои возможности опробовала давняя Кириллова любовь и подруга, которая, вдобавок ко всему, являлась ещё и соавтором большинства композиций. Группа эта, как вы уже вероятно догадались, называлась «Лилит», а любой побывавший на её выступлении, смог увидеть в действии первый ярцевский рок-н-рольный «семейный подряд».
Особое место в нынешней ярцевской рок-тусовке занимает молодой, но очень талантливый музыкант Дмитрий «Хомяк» Хромов, который сегодня принимает участие аж в трёх проектах одновременно. К примеру, на той же «ROCK Провинции – 2002», он выступал в качестве бас-гитариста в группах «О.Н.И» и «Лилит», и в роли соло-гитариста в группе «Дохлый Номер». На мой взгляд, ему давно пора попытать профессионального счастья в столицах, как это сделал года три назад бывший гитарист группы «Шлак» Виталий Тимофеев, в настоящее время продолжающий свою рок-н-рольную деятельность в составе московской группы «Достучаться До Небес».
Собираясь подвести под всем вышесказанным жирную финальную «загогулину», я вдруг осознал, что при всём своём необъёмном желании, я так и не смогу дать однозначную оценку нынешнему положению дел на ярцевском рок-фронте. С одной стороны, ситуация вроде как более, чем обнадёживающая: в городе есть как минимум три действующие рок-группы, не считая тех, у кого есть желание играть рок, но при этом нет ни аппаратуры, ни места для репетиций. С другой стороны, складывается впечатление, что ярцевские рок-музыканты не нужны здесь никому, кроме как самим себе. Целый пласт молодёжной культуры остаётся невостребованным, а ответственные господа-товарищи, которым просто по рангу положено поддерживать как молодёжные, так и культурные инициативы, похоже, даже не подозревают о том, что кто-то в этой поддержке нуждается. Пару лет назад, в Ярцеве на необычайно высокий уровень популярности поднялось ещё одно ответвление молодёжной контр культуры – движение хип-хоп, включающее в себя и брейк-дэнс, и исскуство «граффити», и музыку в стиле «рэп». Популярность этого движения носила настолько массовый характер, что на его фоне слаборазвитый местный рок-н-ролл, выглядел несерьёзной детской забавой. Однако ответственные господа-товарищи умудрились проспать, прохлопать и проморгать даже это движение, несмотря на его колоссальную популярность у молодёжи. К сожалению, далеко не всегда умение правильно говорить, и умение правильно делать свою работу, означает одно и то же. А потому, друзья мои неформалы, привыкайте впредь надеяться только на себя. Не зря ведь, спасение утопающих у нас, - дело рук самих утопающих. Long Live Rock-n-Roll…
Олег КУДРЯВЦЕВ
|