PRO: В.А.
Галкин - "Земельные игры"
История с неподписанием мною, как главой городского поселения, земельных ставок вызвала бурю эмоций. Сегодня, когда страсти утихли, считаю необходимым обратиться к ярцевчанам с разъяснениями – почему я так долго не подписывал решение городских депутатов, что за ним стоит.
В прошлом году ставки земельного налога на 2006 год утверждали депутаты районного Совета. Это было необходимо сделать для формирования бюджета. Кадастровой оценки земли, которая лежит в основе формирования налога, на тот момент еще не было, поэтому налоговые ставки принимались согласно рекомендациям статьи № 394 Налогового Кодекса РФ. Депутаты приняли единственно правильное решение, ведь в случае высокой кадастровой оценки ставки можно было снизить решением того же Совета.
Однако в 2006 году формированием налоговых ставок занялись депутаты уже городского Совета и предложили свой вариант. Он не мог устраивать меня, как человека, несущего ответственность за жизнедеятельность города. Давайте говорить прямо – новые ставки составлялись согласно личным интересам некоторых депутатов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Далее в публикациях и выступлениях на митингах, все это выдавалось под желанием защитить простых граждан от "мэра-грабителя". Однако "правда на баррикадах" звучала односторонняя.
После того, как область дала кадастровую оценку земли, стало ясно, что налог для дачников завышен. В ходе консультаций с депутатами районного Совета было решено снизить ставки налога, внеся соответствующие изменения. Для этого стоило подождать, когда районный Совета выйдет из отпуска. С таким вариантом городские депутаты не согласились, поскольку дачники их волновали постольку-поскольку. Фактически прикрываясь интересами пенсионеров, главе было в ультимативной форме предложено подписать новый проект. Что же он собой представляет?
Городские депутаты наряду с дачниками значительно снизили и налог под объектами торговли, заправками, автосервисами, ночными клубами, рынками и другими коммерческими предприятиями. Ставка их налога недалеко ушла от простого дачника (0,3 и 0,4 процента). Зато, вдумайтесь, налог для учреждений народного образования, здравоохранения, культуры составил 1,5 процента. Вот, где у нас, оказывается, основные налогоплательщики! Городские депутаты решили, что бюджет города будет формироваться за счет социальной сферы.
Есть и еще один серьезный момент, на который закрыли глаза народные избранники. Повышенная ставка налога была принята на земли под объектами коммунального хозяйства. Что это означает? Да то, что все снова ляжет на плечи жителей города, которые получат повышенные тарифы на услуги коммунальщиков. Хороша забота об интересах простых граждан. В числе тех, за счет кого будет жить город – милиция, ЗАГС, редакции газет и другие общественные объекты. Ставки их налога также намного выше, чем у торговых объектов. Зато владелец автостоянки заплатит налог по той же ставке, что и владелец частного гаража.
Делая даже такой краткий анализ, хочется задать вопрос – каким словом можно назвать главу, который с радостью подпишет подобное решение? Я бы его назвал антинародным. Чем же руководствовались в таком случае депутаты? Когда я в первый раз не подписал предложенные ставки, то подробно разъяснил свою позицию тем городским избранникам, которые этого пожелали. Кстати, тогда выяснилось, что многие не понимают разницы между арендой и налогом на землю. Конечно, в первый год работы депутатам нужно многому учиться. Но ведь никто не отказывается давать необходимые разъяснения. Другое дело, что для некоторых истина существует только одна – связанная со своим личным интересом, со своим бизнесом. Такое чувство, что они избирались не жителями города, а работниками своего предприятия.
Мы должны осознавать, что город живет за счет налоговых поступлений. Сколько собрали – настолько отремонтировали дорог, крыш и так далее. Конечно, это не значит, что с предпринимателя надо три шкуры драть. Но он никак не может платить меньше бабушки-пенсионерки. Администрация района и города прилагает немало усилий, чтобы увеличить доходную часть бюджета за счет поступлений от вновь открывающихся предприятий. Ярцево в этом году лидирует в области как город, привлекающий иностранных инвесторов. В данное время мы вступили в жесткую конкуренцию за право строительства на нашей территории корейского предприятия "Самсунг", площадь которого составит 40 гектаров. На участие в этом выгодном проекте претендуют еще три области. В августе ожидаем приезд австрийцев и поляков. Налоговые поступления в бюджет от промышленных предприятий в этом году значительно выросли. Многое мы связываем с пуском осенью электросталеплавильного цеха Литейно-прокатного завода. Эти примеры я привожу к тому, чтобы была ясность – никто не сидит и не надеется, что именно объекты торговли обеспечат хорошую жизнь в Ярцеве.
Теперь о юридической стороне вопроса. Отклоняя в первый раз решение городского Совета о новых земельных ставках, я опирался на Закон. Основания для отклонения были следующие: согласно статьи № 3 Налогового Кодекса, налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (никакого обоснования от депутатов я не получал), во-вторых, снижая ставки налога, депутаты не предложили изменения в бюджет и, в-третьих, до сих пор не отменено решение районного Совета депутатов. Другими словами, юридически решение городского Совета принято в нарушение как Налогового Кодекса, так и Федерального Закона.
Депутаты воспользовались своим правом еще раз подать на подпись новые ставки и, согласно Закона, глава не может в этом случае не подписать решение Совета. Что и было сделано. Однако в данном случае даже после опубликования новых земельных ставок в районной газете, это не обозначает, что они вступили в силу. Дело в том, что в налоговой инспекции на сегодня оказалось два документа – от районного и городского Советов – с разными ставками налога. Какой документ использовать в работе? Чтобы определиться с этим решением, налоговики будут вынуждены обратиться в суд. Пока же больше законных оснований у документа районного Совета, который прошел согласование в антимонопольном комитете, городской Совет свой проект не согласовывал, чем так же нарушил законодательство. А пока вопрос с налогами "зависает", городской бюджет остается пустовать. Ничего хорошего для жизнедеятельности города это не сулит. В августе депутаты районного Совета выполнят обещание и пересмотрят ставки налога для владельцев дачных участков. Что будет со вторым решением от городских депутатов, решать органам юстиции.
В этой затянувшейся истории, к сожалению, многие увидели только свою правду. В том, что человек защищает личный бизнес, ничего противоестественного нет. Если бы не одно "но". Избираясь в депутаты, надо сознавать, что личное может пойти вразрез с общественным. Глава района или города заинтересован в последнем. В этом-то весь конфликт. Уже на митинге, организованном в защиту новых ставок, дачники поняли, что не могут идти в одной упряжке с предпринимателями. А в первый же прием по личным вопросам представители дачных кооперативов пришли с просьбой отделить их от бизнесменов. Об этом стоило подумать раньше. Сегодня время играет не на благо города. Но очень сомнительно, что для части депутатов это станет уроком.
Любое решение должно быть разумным.
В.А. Галкин, глава МО "Ярцевский район",
глава МО "Ярцевское городское поселение"
|