На главную
 
 
Гостиница "Апельсин"
  О сайте
  О городе
  Природа
  Гостям города
  История
  Экономика
  Производство
  Недвижимость
  Торговля
  Общепит
  Что посмотреть
  Транспорт
  Связь
  ЖКХ
  Финансы
  СМИ
  ЯрNET, IT
  Власть
  Правопорядок
  Общество
  Образование
  Культура
  Досуг
  Спорт
  Здоровье
  Религия
  Привопье
  Ярцевчане
  Архив
   
  Форум
  Старый форум
  Яр.Контакт
   

Архив / архив новостей (декабрь 2008 года)

Who is сити-менеджер?

Система найма главы в процессе адаптации на российской почве приобретает свою специфику. Она имеет как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы.

Возможность нанимать главу администрации муниципалитета по контракту наряду с другими вариантами его избрания предусматривает Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Схема такова. Глава муниципалитета избирается из числа депутатов законодательного органа. Этот же человек становится председателем местного парламента. А глава администрации района или города нанимается депутатами по контракту на конкурсной основе (подробности – в справке «Кто назначает сити-менеджера»).

По замыслу российских разработчиков, контрактная система должна исключить политическую составляющую из управления городским хозяйством, устранить сосредоточение власти в одних руках и повысить качество менеджмента. «Я убежден, что глава муниципалитета – это прежде всего политик, – заявлял в 2006 году руководитель рабочей группы по написанию 131-го закона, начальник отдела в Минэкономразвития Александр Широков. – Но местные политики должны руководить процессами: создавать благоприятные условия для развития бизнеса, притока инвестиций и т. д. А реализовывать эти планы должен профессионал – сити-менеджер. Все вполне логично». Однако на практике оказывается все не так просто.

Преимущества
1. Исключается появление случайных или некомпетентных людей на посту главы администрации. Это основной довод, который приводится в пользу новой системы. «Она дает возможность более серьезного отбора по профессиональным качествам, по опыту деятельности, образованию, если хотите, даже морально-нравственным качествам, – говорит вице-губернатор Алтайского края Борис Ларин. – Это главный фактор. К сожалению, при всенародных выборах обеспечить качественный состав глав муниципалитетов не всегда удается. Появляется много людей, которые считают себя способными выполнять будущие обязанности мэра, главы района, но не представляют, что это такое. И потом с треском проваливаются». Действительно, в конкурсе на получение поста главы администрации могут принять участие люди, соответствующие определенным требованиям: обязательны высшее образование, опыт работы на муниципальной службе или руководящих должностях и пр.
2. Работа главы администрации не подчинена выборным задачам. Известно, что многие наиболее долгожданные для населения решения принимаются в период предвыборной кампании, а самые непопулярные – сразу после выборов. Сити-менеджер же не обременен опасениями, что население непереизберет его наследующий срок.
3. Снижение риска противостояния муниципальных и региональных элит. Комиссия, которая рассматривает кандидатов на пост главы администрации, состоит из представителей обеих сторон. Благодаря этому сити-менеджер становится компромиссной фигурой.
4. Нанятого менеджера легче освободить от должности в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. Известны случаи, когда население, избравшее главу муниципалитета, впоследствии разочаровывалось в своем выборе. Однако система отзыва главы, прописанная в российском законодательстве, очень сложна и на практике фактически не применима. С нанятым же менеджером распрощаться очень просто – достаточно разорвать контракт.

Недостатки
1. Отсутствие выборности. На стадии обсуждения закона многие действующие главы в России, возмущаясь новой системой, апеллировали именно к этому доводу. «Представьте, я – глава. Но деньги все в руках сити-менеджера. Значит, это не он исполнитель, по сути, при мне, а я – не пойми кто при менеджере. Он – главный. Но люди выбрали меня, а его назначила комиссия», – заявил в 2005 году Александр Митин, президент Ассоциации сельских муниципальных образований России. «Глава, избранный на всеобщих выборах, наверно, чувствует себя более комфортно. Население доверяет ему больше», – признается и Сергей Химочка, начальник Управления администрации Алтайского края по взаимодействию с органами местного самоуправления.
2. Двоевластие. «Известно, что два медведя в одной берлоге не могут ужиться, – говорит Борис Ларин. – Речь идет о возможном противостоянии представительного и исполнительного органов власти». Опасность уживчивости двух глав признает и Сергей Химочка: «Поймут ли они друг друга? Не будет ли чрезмерной опеки со стороны главы района или города? Не станет ли один прижимать другого?» Эти опасения небеспочвенны. Скажем, в Пермском крае, где контрактную систему опробовали уже давно, появились случаи возращения к выборности – именно из-за противостояния двух глав в одном муниципалитете.
3. Влияние региональных властей. Борис Ларин не скрывает своего удовлетворения от новой системы. «Мне представляется, что такая модель более эффективна. Мы не голосуем, голосуют депутаты, но мы говорим, кого бы мы хотели видеть. На совершенно законных основаниях». Многие эксперты признают, что назначение сити-менеджера, особенно в городах, происходит чаще всего там, где региональные элиты хотят укрепить свои позиции. Процедура избрания по конкурсу становится лишь формальностью, поскольку кандидатура будущего мэра согласовывается с депутатами гораздо раньше. Скажем, никто не сомневался, что главой администрации Новоалтайска станет делегированный на этот пост краевой администрацией Владимир Иванов, возглавлявший управление по ЖКХ. По данным Сергея Химочки, только в двух из 15 районах Алтайского края, где ввели контрактную систему, возникла борьба кандидатов. В остальных случаях преимущество победителя было подавляющим. Это, конечно, не говорит о тотальном влиянии региональной администрации, но по ключевым муниципалитетам это именно так.
Кроме того, некоторые эксперты оценивают участие региональных представителей в комиссиях как нарушение Конституции РФ, разделяющей государственную и муниципальную власти. Так, например, считает московский политолог, экс-депутат Госдумы Вадим Бондарь. «Условия контракта с главой администрации в части осуществления госполномочий определяются законом субъекта Федерации. А еще законом субъекта можно установить дополнительные требования к кандидатам на должность управляющего. Намой взгляд, все это явно противоречит ст. 12 Конституции РФ», – рассказывал он журналу «Эксперт-Урал».

Преимущество и недостаток
Стабильность. Сергей Химочка признался, что если после выборов из 15 глав районов свои места сохранили только пять, то по контракту были назначены люди, которые и раньше работали в сфере управления. 10 глав сохранили свои места, еще пять человек – бывшие заместители глав или начальники отделов в администрациях. Оставшиеся трое – «тоже не чужие люди». Однако данный фактор можно уверенно отнести и к минусам. Отсутствие свежих сил, действительно профессиональных менеджеров из реального сектора экономики, способных взглянуть на систему управления муниципалитетом с других позиций, тормозит развитие региона. «Несистемный человек там появиться не может, – считает директор региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. – Система управления стремительно обюрокрачивается, лишаясь последних публичных площадок для решения конфликтов».

Кто назначает сити-менеджера?
Алгоритм действий по переводу главы администрации на контрактную основу следующий. Законодательный (представительный) орган муниципального образования вносит изменения в Устав, согласно которым глава района или города избирается из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту. Назначить главу администрации смогут только депутаты следующего созыва, а не те, кто принимают изменения в Устав. Законодатели утверждают и состав конкурсной комиссии, которая на две трети состоит из представителей муниципалитета и на треть – из представителей региональной администрации.
Кандидаты сами подают документы в комиссию. Каждый из них должен соответствовать ряду критериев, прописанных в законе. Обязательны высшее образование, опыт работы на муниципальной службе или руководящих должностях и пр. С кандидатами проводится собеседование: на знание 131-го закона, на видение перспектив развития территории. Комиссия определяет своего победителя и рекомендует его депутатам, которые тайным голосованием и выявляют нового главу администрации.

по материалам сайта www.altapress.ru

 
Компания "Senbit"
Порт Пионерный
Строй Сити - огромный магазин стройматериалов в Ярцеве
Агросфера - крупнейший производитель теплиц и парников в Смоленской области
Светодиодная лента
Погода в г.Ярцево
Поиск
На сайте
В Интернете




 
 
Яндекс цитирования  




Сайт открыт 12 июля 2002 года
Условия использования материалов сайта здесь...>>>
© 2002-2013. Идея, название домена yartsevo.ru, составление, содержание, оформление: Ю.В. Бухалов.