Отец Вадим
«Господи, Ты соединил нас на Земле. Не разлучи и в Небесном Царствии твоем!»
12 июля 2000 г. в приходе Первоверховных апостолов Петра и Павла был престольный праздник, в котором принимали участие не только постоянные прихожане. Праздник вылился в общегородское мероприятие, ведь он проходил в год, когда все человечество отмечало 2000-летие со дня Рождества Христова. Праздник стал для прихожан знаменательным еще и тем, что любимый священник о. Вадим Владыкой Кириллом Митрополит Смоленским и Калининградским был возведен в сан архимандрита. До этого о. Вадим неоднократно награждался высокими наградами и был представлен к государственной награде. Но сан, в который он был возведен в тот торжественный день, стал высшей и… последней для него наградой.
Ровно через два месяца 12 сентября, едва отметив свою 41-годовщину со дня рождения после продолжительной болезни, благочинный Ярцевского округа, настоятель всех православных храмов г. Ярцева архимандрит о. Вадим (Малиновский) отошел к Господу. Он так и не успел ни разу надеть облачение архимандрита. В этом облачении его мы увидели только в гробе. В нем он отправился от нас в жизнь вечную. А мы, все те, кто являлся его учениками, его последователями, его духовными чадами остались на Земле, чтобы продолжать дело, начатое им на ярцевском приходе. Святые отцы говорят, что Господь забирает к себе своих чад, когда миссия их на Земле является выполненной. О. Вадим, прожив небольшую земную жизнь, как раз из тех, чья миссия за этот короткий жизненный путь была им с честью выполнена. И сегодня мы оглядываемся назад и вспоминаем о любимом батюшке, оставившем неизгладимый след в истории нашего города, православного прихода, в душах людей.
Галина Шлыкова, прихожанка:
Каждому на Земле выпадает своя жизненная дорога, свои страдания, свой крест.
О том, почему это так, мы начинаем искать в экстренных ситуациях: в минуты горести и сомнений. Очень важно, чтобы в такое время рядом оказался человек, способный выслушать, посоветовать, помочь добрым словом, наставить на верный путь или предотвратить необдуманный шаг.
Многим ярцевчанам, в том числе и мне с таким человеком
повезло. Отец Вадим вошел в нашу жизнь незаметно, но прочно
и навсегда. Теперь уже стало понятно, что просто человек и
священник – не одно и то же. Но именно индивидуальный
человеческий подход к каждому, кто к нему приходил, стал
основой этого не простого понимания. Не страшась ни
физического, ни душевного, ни духовного труда, о. Вадим
протянул нам свою руку и, выводя из духовной тьмы, стал
учить строить жизнь на основе восстановления прошлого своего
народа, его православной истории. Он почувствовал, что:
«Современный народ горит желанием общаться с Богом и готов
созидать церковь», - так сказал отец Вадим в одном из своих
интервью для кабельного телевидения в 1996 г.
За ним пошли. В него поверили, равно, как и он верил в людей. Он очень уважал и жалел старшее поколение, стремился уладить возникающие конфликты, терпел их капризы и обиды, понимая, что раздоры сиюминутны, а за плечами каждой пожилой женщины суровые годы войны и недостаточное, а порою нулевое духовное воспитание. Люди пришли в церковь со своими светскими взглядами и представлениями, иногда без любви и сострадания. А у батюшки Вадима любви и сострадания хватало на всех. По 8, а то и больше отпеваний покойников в день, в жару и в холод. И никому он не мог отказать, хотя отпевать порою приходилось людей мало церковных. Да и не хотел он отказывать людям, обращающимся к нему с любой просьбой. Он свято верил, что Россия выстоит только испытаниями и кропотливой работой священников. «Нам предстоят многие страдания, скорби и болезни», - говорил о. Вадим в своих проповедях. «Сгорел на работе», - сказали бы люди мирские. Но служба священника не была для него работой. Она была его жизнью. И положил он ее, свою жизнь, по Евангелию - задруги своя. Светлая ему и вечная память.
Когда в 1987 г. о. Николая (до принятия монашества о. Вадим носил это имя) назначили на Ярцевский на месте нынешнего собора апостолов Петра и Павла были руины. Церковь была разграблена еще в 30-е годы, во время войны в нее попал лишь один снаряд, не нанеся значительных повреждений. А вот в руины она превратилась благодаря «стараниям» жителей г. Ярцево, разобравшим по кирпичикам святыню. Отцу Николаю, в первый момент показалось, церковь восстановлению не подлежит. Но.… У него было очень трудное детство. С 11-ти лет он рос без матери. На хрупких его плечах лежала забота не только о хозяйстве, но и о младших братьях. Рано став самостоятельным, о. Николай проявил, восстанавливая храм Петра и Павла. Для проведения служб был куплен добротный дом, а в районе разрушенной церкви кипела работа. Помощниками у тогда еще о. Николая были женщины в возрасте и старушки. Но Бог и слабым дает. А потому и работа у тогдашних прихожанок во главе с их молодым настоятелем двигалась споро. Не без трудностей конечно. Ведь конец 80-х годов еще не был отмечен подъемом духовных сил. Отношение у властей было осторожным, они не мешали восстановлению, но и энтузиазма не выказывали. Вместе с тем, уже Пасхальное Богослужение 1991 г. проходило в храме Петра и Павла. В престольный праздник 12 июля 1995 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Владыкой Кириллом храм Первоверховных апостолов Петра и Павла был освящен. Он стал первым на Смоленщине восстановленным храмом. В этот же день состоялось освящение закладного камня под строительство еще одного православного храма в центре города в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
У принявшего к этому времени монашество и новое имя Вадим, настоятеля появились помощники, священники о. Василий (Мовчанюк). С ними дела на приходе пошли живее. Появилась возможность дальнейшего расширения прихода. Задача стояла не только строить храмы, но и нести слово Божие людям через проповеди со страниц печатных изданий, с экрана телевизора, за счет открытия собственного православного центра. Духовенство стало авторитетным. Отца Вадима и других священников приглашали на все мероприятия, проводимые в городе. Они стали узнаваемыми, желанными в школах, на предприятиях, в организациях.
Но о. Вадим, несмотря на свою популярность, оставался скромным человеком. Его по-прежнему, ревниво любили те старушки, с которыми он начинал свой пастырский путь в г. Ярцево и он с огромным уважением относился к ним. С ними он косил, заготавливал для коровы траву. Не гнушался помогать по хозяйству, сам пас коров. Не одну из «бабулек»
после трудов праведных по хозяйству или на храме, он не
отпускал, не накормив. Старался, чтобы его помощницы с их
мизерными пенсиями испытывали как можно меньше нужды. И они
платили своему батюшке преданностью.
Валентина Васильева, прихожанка:
Среди тех, кто был рядом с отцом Вадимом долгие годы, была и
моя мать Татьяна Диденко. Причем, к о. Вадиму ее привел Сам
Господь. У нас в семье произошла в 1986г. трагедия – погиб
мой брат. И мы постоянно ездили в г. Смоленск в Успенский
Собор, что помолиться о нем. В те годы такие поездки были не
из легких, но мы упорно продолжали свои поездки. В одну из
ночей матери приснился умерший брат и сказал ей, чтобы она
не мучила себя поездками в Смоленск, т.к. и в Ярцеве
появилась возможность молиться. Мать начала узнавать что да,
как и выяснила, что на Красном Молоте появился священник о.
Николай, что есть молитвенный дом. И вскоре уже и моя мама,
и я, когда позволяли обстоятельства, стали регулярно ходить на службы. Мама вместе с другими женщинами работали на строительстве, помогали батюшке заниматься хозяйственными делами. Маму даже батюшка пригласил петь в клиросе. А когда она спустя десять лет заболела и слегла, о. Вадим не оставил свою прихожанку и помощницу, навещал, утешал. Мама отошла к Господу немного раньше своего батюшки, в январе 2000 г. И о. Вадим проводил ее в последний путь. Он сам организовал поминки, отпевание, предоставил автобус, трапезную. А ведь был уже смертельно болен. Но так дорожил своими прихожанами, что считал своим долгом отдать последние почести перед, как оказалось, недолгим расставанием с простой верующей женщиной.
Он ушел вскоре за моей матерью, а мы продолжали ходить в церковь им построенную, к нему на могилу, неся ту искру Божию, которую зажег он в наших сердцах.
Наталья Аксенюк, прихожанка:
Не помню точно, но где-то в конце 1989г. по заданию редактора, тогда им был В.Г. Миненков, я поехала на Красный Молот познакомиться со священником и узнать, что за община появилась у нас в городе. Нашла я этот молитвенный дом, но войти, а тем более увидеть батюшку мне не удалось. То ли праздник то был, то ли рядовая служба, но народу было столько, что, потоптавшись на крыльце, я ретировалась. Познакомиться и поговорить с о. Николаем пришлось уже значительно позже. Он сразу же расположил к себе. Показывая, рассказывая, ненавязчиво расспросил и обо мне самой, а узнав, что я некрещеная не стал упрекать, не стал предлагать креститься. К тому, чтобы креститься я пришла сама спустя некоторого времени знакомства с о. Николаем, после бесед с ним. А беседовать с ним было очень интересно. Отвечая на мои вопросы, он как бы что-то недоговаривал, побуждая додумать, домыслить ответ самой. Теперь то я понимаю, что усилиями мысли он будил душу, заставлял ее трудиться. Слова его заставляли думать, думать и думать, т.е. постоянно работать над собой. И так уж получилось, что на многие вопросы, ответы я получала у о. Николая. Ему не стыдно было рассказать о своих грехах, о наболевшем, зная, что он не оттолкнет, поможет, подскажет. И надо же какие мудрые советы давал он, не смотря на его относительную ко мне молодость. Мы часто беседовали о душе, о вечности, о загробной жизни, ведь эти темы не могут не волновать верующего человека. Мы привыкли бояться смерти, а оказывается, что боязнь наша вытекает из нашего невежества, из-за того, что мы не готовим себя к тому, чтобы предстать перед Создателем. Приняв монашеский постриг с именем Вадим, батюшка отнюдь не стал сторониться людей. Напротив, он стал стремиться к тому, чтобы православие знало как можно больше людей, чтобы люди обращались в веру. И старался создать для этого благодатную почву. К середине девяностых годов народ можно сказать «валом валил» в получивший статус собора храм Петра и Павла. Кто-то шел из любопытства, кто-то на батюшку посмотреть, кто-то помолиться. Но интерес к церкви был огромен. Появлялись материалы на православную тему на страницах нашей газеты «Вести Привопья», в которых заинтересованность проявил сам о. Вадим. Иногда он нас, журналистов, даже журил, если мы забывали поздравить людей с двунадесятыми праздниками, но чаще одобрял, доверяя самостоятельное написание тех или иных материалов православной тематики.
Даже когда о. Вадим серьезно заболел, он не переставал активно трудиться, проявлял заботу о своих духовных чадах, не оставлял без внимания их нужды, вникал в их проблемы. Никто иной, как он посоветовал дать имя моей внучке, аргументируя это многими факторами. Он не акцентировал свое внимание на болезни, готов был прийти на помощь словом и делом. Таким и запомнился: дружелюбно настроенным, резко-справедливым (иногда он с добрыми намерениями таким и был), радушным и гостеприимным.
Благодарю Бога за то, что Он послал нам такого наставника, учителя, духовного отца.
Часто вспоминая о. Вадима, я думаю о том, что было бы со мной, не встреть я на своем жизненном пути его, человека, который помог мне прозреть, привел меня и моих детей к Богу. Воспитываясь в семье коммунистов, отца - ответственного партийного работника, я росла невежественной атеисткой. Да и сама, в свое время, была секретарем горкома комсомола, идеологическим работником. О Боге не задумываясь никогда. Прожигала жизнь с легкостью бабочки. Правда, крестили меня лет в пять, когда появилась угроза после болезни ослепнуть. И то, что после крещение телесная слепота меня оставила, не отложилось в душах моих родителей, тем более в то время у меня.
Духовная слепота ни меня, да и никого с кем мне приходилось встречаться, никогда не волновала. И вот первая моя встреча с человеком, перевернувшим всю мою жизнь. В январе 1991 г. кабельное телевидение делало еще первые робкие шаги. Чтобы завоевать внимание зрителей, нужны были темы, которые бы их взволновали, нашли у них отклик. К числу таких тем мы отнесли и православную тематику. К тогда еще о. Николаю я явилась за материалом о ближайшем празднике, а это было Крещение Господне, полной невеждою батюшка отнесся к этому с пониманием. Первые материалы для кабельного телевидения, для газеты «Шанс», которая на базе телестудии «Пионер-ТВ» выходила, были написаны самим о. Николаем. Но, когда появилась соответствующая телеаппаратура ,и начались съемки, пришлось мне, чтобы не показывать свою безграмотность, взяться за духовную литературу. Батюшка представил мне свою библиотеку, давая читать книги доступные тогдашнему моему пониманию. Вот тут-то и начали у меня духовные очи открываться. Вопросы из меня к уже ставшему о. Вадимом священнику посыпались как из рога изобилия, наступало прозрение, а с ним и презрение к собственному образу жизни, к себе самой путь к Богу оказался усыпанным терниями. Но о. Вадим помог, провел через все испытания, все невзгоды и меня и мою семью. К нему, к о. Вадиму за благословением, если не на каждый шаг, то во многих делах шла я, вела своего внука, ставшего также духовным чадом батюшки. Через беседы с отцом Вадимом, через духовную литературу открылись такие явления жизни, такие свойства души, о которых раньше не имелось ни малейшего представления. Твердой основой стала вера православная, надежным щитом: крест и молитва. И ведь не я одна, а многие из нас своим прозрением, своим духовным здоровьем обязаны ему – нашему так рано ушедшему от нас о. Вадиму.
Верю, что и он помнит о нас, находясь в обители Небесного Отца, молит Его о нас. Примечательно, что на сороковой день во время панихиды по о. Вадиму, над его могилой засияло солнце, хотя все небо было затянуто тяжелыми дождевыми тучами. Казалось, что это теплым взглядом с Неба на нас взглянул тот, о ком мы в этот момент так скорбели.
Он с нами, наш батюшка Вадим, ведь Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых.
Материал подготовила Н. Чугунова
Православный приход
Ярцевский приход был первым из возрожденных после окончания эпохи "воинствующего атеизма". В 1986 году по усиленным просьбам верующих в Ярцеве удалось открыть приход. Богослужения совершались в бывшем жилом доме, где был установлен иконостас из Смоленска, некогда находившийся в крестовом храме Архиерейских палат. Вскоре настоятель прихода отец Вадим приступил к работам по воссозданию пребывавшей в руинах жемчужины Православия на Смоленщине - храма Петра и Павла. Ныне с железной дороги открывается прекрасный вид на возрожденный храм, поражающий красотой и соразмерностью. Неустанными трудами отца Вадима был возведен также храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Возрожден храм и в селе Смогири, близ трассы Москва-Минск. А в день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Кирилл совершил освящение закладного камня под строительство третьего храма - в честь Архистратига Михаила. К глубокой скорби православных ярцевчан, безвременная кончина оборвала труды о. Вадима, но память о нем не увядает в сердцах тех, чьим пастырем и предстателем у Престола Господня он был многие годы. В молитвенное воспоминание о ярцевском пастыре митрополитом Смоленским и Калининградским была совершена лития на месте последнего упокоения отца Вадима, где стараниями нынешнего настоятеля, протоиерея Василия Мовчанюка, сооружена часовня.
По материалам сайта www.orthodox.org.ru
|