Экология души
"Вера требует души бодрственной и юной,
возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных
помыслов человеческих"
Иоанн Златоуст.
"Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом"
Пророк Исайя.
Давно
известно, что на кладбищах нельзя строить, толку не будет,
да и кощунственно это, какой бы религии не были строители,
или были бы просто безбожниками.
При освобождении Ярцева 17-го сентября 1943 года от фашистов,
город предстал в развалинах, пепелищах, а улицы угадывались
по рядам оставшихся после пожаров печных труб.
Городские и районные власти были размещены в двухэтажных деревянных
домах на краю города, где сейчас размещается санаторий-профилакторий
хлопчатобумажного комбината. А под окнами, там, где сейчас
фруктовый сад и столовая профилактория, стройными рядами,
с березовыми крестами и касками на них, размещались могилы
воинского захоронения. Негоже это, рядом с Советской властью
- немецкое кладбище! - решили городские власти.
А в это время из глубокого тыла ночами подтягивались танковые
батальоны, полки и бригады. И вот в одну из ночей поздней
осени 43-го года танки при свете прожекторов сравняли немецкое
кладбище с землей.
Прошло много лет. В конце 60-х был построен новый городской
водозабор по ул. Чайковского с действующими и резервными скважинами
в городском парке, с подъемом воды со 2-го Девонского горизонта,
с подземными водохранилищами и насосной станцией, с водонапорной
башней. Весь этот комплекс работает и по сей день, кроме водонапорной
башни, возведенной на юго-восточном углу уничтоженного немецкого
воинского погребения. Та же участь постигла и строительство
нового здания милиции, недостроенные фундаменты которого занимают
с середины 90-х годов северо-восточную часть уничтоженного
захоронения.
Действует, правда с начала 80-х годов столовая профилактория
хлопчатобумажного комбината, построенная в юго-западной части
кладбища. Но вот незадача: уже много лет санаторий-профилакторий
по неизвестным причинам остается без квалифицированного главного
врача. Не уживаются они здесь почему-то, уже долгие годы профилакторием
руководит средний медработник.
Самым старым городским кладбищем принято считать "купеческое",
возникшее сразу же при строительстве хлудовской бумагопрядильной
фабрики, но, конечно же, оно было разночинное, и здесь хоронили
и всех простолюдинов христианского вероисповедания. До войны
и в первые послевоенные годы оно представлялось ухоженным,
с хорошими надгробиями из белого и горного мрамора по центральной
аллее, с разраставшейся березовой рощей. Но потом это кладбище
просто разграбили, когда вымерли коренные ярцевчане, и оно
стало бесхозным.
В конце 70-х у городских властей появился соблазн: ликвидировать
это кладбище и на нем построить высотный микрорайон. Тем более,
что рядом находились все коммуникации, и вода, и газ, и канализация.
Чем руководствовались местные власти? А все теми же безбожными
постановлениями революционного периода, по которым с истечением
20-и летнего периода после закрытия кладбища можно использовать
"под земельные насаждения и для других целей". А
"для других целей" - понятие очень растяжимое. Но,
слава Богу, у городской общественности хватило ума и силы
воли, чтобы предотвратить кощунственные цели городских властей,
да и санитарная служба в то время на это не дала свое добро.
Отдельно от всех располагалось Хатынское кладбище, предназначенное
для захоронения евреев и других иноверцев. По свидетельству
доцента Смоленского мед. института Н.И. Стратонович, работавшей
в Ярцеве субординатором в начале 20-х годов, на этом кладбище
во время Гражданской войны были захоронены более 10 тысяч
умерших от брюшного и сыпного тифа. А в 1941-м, во время ожесточенных
боев в июле-сентябре, на Хатынских высотах располагались позиции
фашистов. Оттуда они контролировали все подступы к реке Вопь
и в 41-м и 43-м годах. Ну а наши, естественно, не оставались
в долгу, и ожесточенно обстреливали немецкие позиции, но и
это мало помогало.
Во время ожесточенного штурма города в сентябре 43-го вся
пойма р. Вопи между железнодорожным и новым мостом была усеяна
погибшими солдатами штурмовых штрафных батальонов и Ярцевские
женщины искали среди них своих погибших мужей и сыновей. И
иногда находили. Потом погибших собрали и захоронили в Яковлеве
в братских могилах.
Хатынское кладбище постепенно превращалось в городское. Но
в городе официально было открыто новое кладбище по ул. Чайковского,
по дороге на Пронькино. Здесь в начале нашли упокоение останки
замученных, повешенных и расстрелянных патриотов времен оккупации
41-43 годов, а уже потом это место стало официальным городским
кладбищем.
А во время оккупации вешали и расстреливали как? Да по доносам
своих же соседей! А кто вешал и расстреливал? Да свои же,
из русского отдела ГЕСТАПО, бывшие коммунисты- оборотни, а
не спившиеся бродяги! Их потом разыскали после блестящей августовской
операции по освобождению Белоруссии, и в октябре 44-го, после
короткого заседания Военного трибунала, повесили прилюдно
на городском стадионе. А закопали их останки на городской
свалке, где сейчас горожане сажают картошку.
В начале 50-х все расстрелянные и повешенные во время оккупации
были эксгумированы. Их выкапывали из земляных капониров в
лесочке у д. Старзавопье, проводили опознание и захоронили
под деревянным обелиском у той самой березы, где сейчас стоит
военная десятиэтажка. А уже потом, в 60-х провели уже третье
перезахоронение костей напротив, на кладбище, поставив скромный
бетонный обелиск с краткой надписью: "Жертвам оккупационного
террора 41-43 г.г.". А ведь они то и были настоящими
Патриотами России, и старые, и молодые. Это они кричали прохожим,
когда их вели на расстрел: "Отомстите за нас!"
Здесь у нас, в центре города, давно забыты русские патриоты,
замученные, повешенные и расстрелянные во время оккупации!
Да, сменились поколения. Да, уже почти нет родственников погибших
героев сопротивления, но ни коммунистический, ни демократический
режим не вспоминают павших сограждан.
В конце 60-х это новое кладбище, сжатое улицами Чайковского
и Пржевальского, было закрыто, и хоронить усопших стали на
Хатынском кладбище и на кладбище поселка Красный Молот. А
уже гораздо позже было открыто Пронькинское городское кладбище.
Но для всех почему-то предпочтительно кладбище Красного Молота.
Здесь и церковь рядом, и сосны, и тишина. Спокойствие необыкновенное,
и благодать, и умиротворение, и дышится хорошо, не знаю почему.
Здесь рядышком и бывшие коммунисты, и полицаи, и просто граждане,
обыватели, но здесь просто хорошо.
Вот почему и выбрали это кладбище современные вандалы, и в
ночь на 9-е мая 2002 года громили памятники, надругались над
могилами усопших. В пьяном и наркотическом угаре выродки,
нелюди издевались над памятью тех, кто нам всем дорог, кто
никогда не умрет в наших сердцах и душах, пока мы живы.
Любовь к отеческим гробам, по мнению А.С. Пушкина, это то
возвышенное чувство, присущее всему творчеству поэта, что
позволяет из поколения в поколение передавать любовь к Отчизне,
сохранять благодарную память нашу к тем, кого уже нет, но
кто был с нами, дышал одним воздухом, ходил по одной с нами
земле, смеялся и страдал вместе с нами, любовался восходами
и закатами, радовался детям и внукам, и надеялся, что уж им-то
лучше жить станет на нашей русской земле.
Да, мы никогда не забудем Вас, наши дорогие! Благодарная память
о вас навсегда будет в наших сердцах. Мы восстановим порушенные
могилы и памятники, чего бы это ни стоило.
А эту фашистскую нечисть заставим дрожать за содеянное кощунство,
это вам даром не пройдет, не думайте! Ведь Вы нарушили все
человеческие и Христианские Православные заповеди - вы посягнули
на Память усопших, кто бы они ни были. А этому нет прощения.
P.S.
Каковы истоки вандализма, потрясшего жителей Ярцева, когда
в ночь с 9 на 10 мая 2002 г. было разбито и искорежено около
100 памятников? Не та ли бездуховность, которую насаждали
более 70 лет Советской власти?
Можно поставить в один ряд взрывы церквей и прочее святотатство
первых десятилетий большевизма (у нас в районе была взорвана
церковь в д. Прость, закрыт и разграблен Храм Петра и Павла)
и событиями сегодняшних дней. Уничтожение гусеницами танков
воинских захоронений противника, тоже не способствовало укреплению
духовности. Помните, у Пушкина "И милость к падшим призывал".
Мы возмущаемся, и справедливо, что где-то в Латвии осквернили
могилы советских, русских солдат. Но, ведь сами то мы уже
давно уничтожили могилы немецких, румынских, финских и прочих
солдат, многих из которых не по своей воле гитлеровский режим
пригнал на войну с Россией. Да что там! Разорили могилы, целые
кладбища своих соотечественников! Даже тридцатилетние еще
помнят, какие красивые памятники с ангелочками, фигурами Иисуса
Христа, витыми и резными крестами были на " купеческом
кладбище" в районе Солнечной. Сейчас кладбище почти разорено.
Могильные плиты вывернуты, памятники повалены, могилы разрыты.
А ведь там покоятся и почетные граждане, и священники, и иностранные
специалисты строившие фабрику, и даже комсомольцы, погибшие
в схватках с "кулаками". Мало того, в последние
годы опустившаяся шваль, алкашня повыдирала таблички с фамилиями
павших солдат, наименованиями частей и соединений с памятников
и воинских захоронений Великой отечественной войны, с исторических
и природных памятников, элементов благоустройства города.
И вот теперь вандалы принялись крушить могилы обывателей.
Возбуждено уголовное дело, ведется следствие, которое в настоящий
момент ведет следователь по особо важным делам следственного
управления при УВД Смоленской области Владимир Николаевич
Орлов. Он будучи в Ярцеве 27.11.02 рассказал нам, что работа
предстоит еще большая. Круг подозреваемых 19 человек. Поэтому
до суда дело довести удастся, видимо, через несколько месяцев.
Главная версия остается прежней - это, дело рук 14 - 20 -
и летних членов подпольной экстремистской организации бритоголовых.
Собраны уже тома материалов. Обвинение пока предъявлено по
ст.244 часть 2 "Надругательство над телами умерших и
местами их захоронения" совершенное организованной группой.
Максимальное наказание по этой статье предусматривает 3 года
лишения свободы. Субъектом преступления может являться лицо,
достигшее 16 летнего возраста.
Что касается, заявлений от родителей подростков, о том, что
милиция выбивала показания силой. По данным заявлениям прокуратурой
проводилась проверка, а затем даже возбуждалось уголовное
дело. Четыре месяца назад оно было прекращено.
Остается надеяться, что следствие изобличит истинных преступников,
и суд воздаст им по заслугам. Но как сделать так, чтобы подобное
не повторилось?
Выход видится только в неустанном возрождении духовности.
Ведь к каждой могиле милиционера не поставишь и сигнализацию
не подключишь. Воспитывать нужно людей (и отнюдь не только
детей). Нужно прививать любовь и уважение к своим предкам
и истории школьникам и всем гражданам района.
И здесь стоит отметить деятельность поискового отряда "Безымянный"
занимающегося поисковой работой. К сожалению, в эту работу
пока вовлечено мало ребят. Достойный пример подали сотрудники
телекомпании "Пионер-ТВ", которые провели недавно
акцию по уборке памятника Героям 1812 года. Нужно организовывать
и проводить краеведческие экспедиции по выявлению исторических
памятников, в том числе могил и совместными усилиями взрослых
и детей, учителей и школьников, общественных организаций и
администрации, граждан и предприятий восстанавливать и сохранять
их. Тогда мы сможем улучшить экологию души.
Авторы: М.С. Гончар, Ю. Бухалов.
|