"Заводские средства массовой информации"
Строительство
ярцевских заводов: чугунолитейного и дизельных двигателей
достигло своего апогея к середине 80-х годов XX века. В среде
руководства стройки, в среде самих строителей царил небывалый
подъем. Долгострой, который тянулся с 1972 г., сдвинулся с
мертвой точки. Министерства и ведомства, заинтересованные
в скором вводе в эксплуатацию чугунолитейного завода изыскали
средства, материалы и … В поддержку строителям, для создания
духа соревновательности, для подъема энтузиазма руководство
стройки во главе с Э.П. Дородним, городской комитет партии,
его секретарь Е.Ф. Сороченков, секретарь парткома УС ЯЧЛЗ
В.М. Кобяков призвали журналистов города помочь в организации
средств массовой информации на строительстве. Плодом совместных
усилий была радиогазета "Строитель", возглавлять
которую поручили молодой журналистке Нине Чугуновой.
Организационный период занял небольшой промежуток времени
и в начале июня 1984 года над площадкой вокруг административно-хозяйственного
корпуса, в центральной столовой, в самом административном
здании, в каждом его кабинете зазвучали позывные радиогазеты
"Строитель". Основными ее материалами стали сводки
из "горячих" точек. А их в то время было немало.
Это "сердце" будущего чугунолитейного - плавилка,
т.е. установка печей для выплавки чугунного литья, запуск
которых намечался на декабрь 1986 г. Это были объекты тепло,
водо, газо и электроснабжения будущего завода, объекты жилья
и соцкультбыта.
Начиналось строительство завода по выпуску дизельных двигателей.
Радиогазета не обходила вниманием ни один момент развернувшегося
строительства гиганта. При всем положительном из того, что
несла строителям радиогазета, были свои минусы. Люди слышали
полюбившуюся им радиогазету, только попадая в столовую или
в административно-бытовой корпус или на прилегающую к ним
территорию. Озвучивать главный корпус ЧЛЗ, другие строительные
площадки оказалось делом дорогостоящим и недостаточно эффективным.
Дойти до каждого могла газета, которая и вышла в свет в начале
января 1985 года. Инициатором стал Е.Ф. Сороченков, из-за
своей трагической гибели так и не увидевший своего детища.
Первым редактором газеты "Ярцевский дизелестроитель"
стал один из опытных журналистов, член Союза журналистов СССР
Юрий Чугунов (ныне покойный), ранее работавший редактором
многотиражной газеты "Ярцевский текстильщик".
И радиогазета, и многотиражка стали рупором стройки. Освещение
хода строительства крупнейшего в Европе завода освещалось
всесторонне. Журналисты были полноправными членами коллектива.
Недостатка в информации у них не было. Газета от номера к
номеру становилась все более интересной и полновесной. В 1986
г. из-затяжелой болезни ушел от дел Ю. Чугунов, на короткое
время его сменил Владимир Лисовский, а с начала 1987 г. редактором
стала Н.
Чугунова, которая возглавляла редакционный коллектив до конца
существования газеты - до декабря 1990 г. В коллектив редакции
влились молодые кадры - студентка МГУ Ольга Суркова, фотокорреспондент
Петр Малиновский, что дало газете новое, более яркое направление.
Многотиражка стала хорошо иллюстрированной, в ней появилось
немало критических публикаций, хлестких, многозначных. Репортажи,
интервью, корреспонденции, заметки с мест, фоторепортажи,
коллажи - все это имело место в газете. Кроме того, газета
стала общественным корреспондентским пунктом для местной,
областной и центральной прессы. Журналисты работали в тесной
связи с местной газетой "Знамя Октября"(Вести Привопья),
с областной газетой "Рабочий путь" и областным комитетом
по телевидению и радиовещанию. Гостями редакции были журналисты
газеты "Труд", "Советская Россия" и др.
центральных изданий.
Стараниями журналистов газеты "Ярцевский дизелестроитель"
передовой опыт строителей ярцевских заводов - чугунолитейного
и дизельных двигателей становился достоянием всей страны.
Имена и фотографии передовиков звучали и публиковались в различных
СМИ. Говорить и писать было о ком и чем. Бригадный подряд,
арендный метод появились первыми на ярцевской земле в среде
строителей. Бригада сварщиков-арматурщиков Ивана Воробьева,
бригада плотников-бетонщиков Ивана Шукалова, бригада сварщиков
управления "Стальконструкции" и многие другие бригады
из генподрядных и субподрядных организаций становились инициаторами
многих починов и начинаний. О них знала вся страна.
Яркими моментами в жизни строителей, отраженными на страницах
газеты стали приезд на строительство премьер-министра Николая
Рыжкова в 1986 году, пуск 1-ой очереди чугуно-литейного производства
в 1987 г. Для более широкого освещения строительства и введения
в эксплуатацию готовых объектов на страницах газеты "Ярцевский
дизелестроитель" появилась газетная полоса "Вестник
завода". Ответственной за выпуск была Анна Сныткова -
редактор заводской радиогазеты.
Цели у строителей и работников завода "Двигатель"
были в то время близки, и такое взаимодействие на страницах
газеты оправдывало себя. К концу 1990 г. финансовое положение
строительства, отток кадров привели к невозможности содержания
собственной газеты и ее выпуск был прекращен.
"Вестник завода" из газетной полосы стала самостоятельной
газетой - органом парткома, профкома и трудового коллектива
завода "Двигатель" и вышла в свет в апреле 1991
года. С самого начала редактором работала Татьяна Семеновна
Михаль. Выпуск газеты был прекращен в 1997 году.
Автор статьи Нина Чугунова.
Газета "Вестник завода "Двигатель"
(1991 - 1997)
В
конце 80-х годов Ярцевсий завод "Двигатель" стал
крупным предприятием, и возник вопрос о создании заводской
газеты.
Цель - регулярное информирование работников завода и населения
города о жизни трудового коллектива, пропаганды хода трудового
соперничества и экономического соревнования, передового опыта,
улучшения воспитательной работы, мобилизации трудящихся на
выполнение государственного плана и принятых обязательств.
Учредителем газеты стал Ярцевский завод "Двигатель".
Накануне выпуска в свет первого номера в заводском коллективе
был объявлен конкурс на лучшее название газеты, проведен опрос
"Какой мы хотим видеть газету?". В конкурсе приняли
участие представители 27 цехов и отделов. Всего было подано
64 предложения. Соперничали два названия: "Двигатель"
и "Вестник завода".
Члены редакционной комиссии большинством голосов выбрали последнее,
обосновав свой выбор тем, что газета будет являться своеобразным
продолжением заводской стенной газеты и страницы "Вестник
завода", которая выпускалась в многотиражной газете "Ярцевский
дизель-строитель" треста "Ярцевострой", и таким
образом сохранит уже сложившиеся традиции.
15 декабря 1990 года был издан приказ директора ЯЗД "О
создании редакции заводской газеты". Редактором газеты
была назначена Татьяна Семеновна Михаль.
30 апреля 1991 года в свет вышел первый номер "Вестника
завода".
Газета "Вестник завода" была еженедельной и выпускалась
на 2-х полосах половинного формата газеты "Правда".
Рождение новой газеты в средствах массовой информации не прошло
незамеченным.
В районной газете "Знамя октября" (№67 от 5.06.91г)
в статье "Родился новый вестник" опытным журналистом
И.А. Ефименковым был сделан вдумчивый обзор первых номеров
заводской многотиражки.
Редакция "Рабочего пути" на страницах своей газеты
(№135 от 11.07.91г) пожелала успехов "работоспособному,
стремящемуся показать себя творческим поиском журналистскому
коллективу заводской многотиражки" и выразила уверенность,
что перед "Вестником завода" открываются большие
перспективы.
Действительно, авторский коллектив "В.З." - штатный
и нештатный - был творческим и инициативным, постоянными его
качествами были неуспокоенность, стремление к повышению мастерства,
желание делать свою газету день ото дня лучше, привлекательней.
В "В.З." работали такие известные в городе Ярцево
журналисты, как Наталья Ивановна Степановна, Ольга Ильинична
Молчанова, Галина Васильевна Шлыкова, Сергей Вячеславович
Баумгертнер, высококвалифицированный фотограф Александр Русин.
В газете велись постоянные рубрики:"Это - наша биография",
"Заводчане", "Вести из трудовых коллективов",
"Бригада: дела и проблемы", "Молодые на производстве",
"Профсоюзная жизнь", "Требует решения",
"Внимание: рейд", "Экологический барометр",
"Актуально", "О наболевшем" и др.
Серьезное внимание "Вестник завода" уделял выполнению
коллективного трудового договора, обобщению опыта передовиков.
На его страницах анализировалось состояние дел в трудовых
коллективах и вскрывались причины, мешающие выполнению производственных
планов, критиковались волокита и неисполнительность. В этом
под рубриками "Факт без грима" и "Сатирическим
пером" большую помощь редакции оказывал сатирический
персонаж - неунывающий Егор Хватов, планолюб и бытовед.
Журналисты "В.З." добивались действенности публикаций.
"Эхо наших выступлений" - под этой рубрикой рассказывалось
о том, какие меры были приняты руководителями цехов и подразделений
после опубликования критического материала.
Под рубриками "Мнение специалистов", "Консультирует
экономист", "Юриста вызывали?", "Советы
домашнего доктора", "Советы ученой домохозяйки",
"По вашей просьбе" читатели получали квалифицированные
консультации, добрые советы по тем или иным волнующим их вопросам.
Журналисты старались расширять кругозор своих читателей. "Спортивный
меридиан", "Познай свой край", "О вечном",
"Творчество заводчан", "Ваше доброе настроение"
- вот перечень рубрик, свидетельствующих об этом и о том,
что не забывались и различные увлечения, хобби тружеников
завода.
Хорошим подспорьем в повышении профессионального мастерства
заводчан были обзоры книжных новинок, которые под рубрикой
"Среди книг" регулярно проводила старейший библиотекарь
технической библиотеки Нина Дмитриевна Осташкова.
У "В.З." были и свои тематические полосы, целенаправленные,
насыщенные интересными материалами. Особый интерес вызывала
литературная страница "У камелька", где рассказывалось
о творчестве русских поэтов, раскрывались поэтические таланты
заводчан.
Жаркие споры подчас разгорались в дискуссионном клубе редакции.
О чем велись эти споры читатели узнавали из материалов под
рубрикой "Место встречи? Редакция.".
Конечно, насколько энергичны, неутомимы и оперативны не были
бы журналисты, им сложно было бы охватить такой широкий круг
тем и проблем без заинтересованности и энтузиазма нештатного
авторского актива. Поэтому при редакции "В.З" действовал
пункт общественных корреспондентов. В работе корпункта принимали
участие все желающие, кому не была безразлична судьба завода,
кто не хотел оставаться в стороне от проблем, кто хотел испытать
свои возможности в творчестве, поближе познакомиться с журналистской
деятельностью.
Журналисты "В.З" не останавливались на достигнутом,
и желая сделать газету лучше, разнообразнее по форме и содержанию,
постоянно интересовались мнением читателей, систематически
проводили экспресс-опросы, анкетирование, результаты которых
обобщали, анализировали и принимали к сведению, не обижаясь
на критику.
Старания творческого коллектива "В.З." замечались
коллегами из районной газеты. Например, в газете "Вести
привопья" (№26 от 31 марта 1993г.) деятельность журналистов
заводской многотиражки была оценена так:
"С энтузиазмом работают в этом году сотрудники газеты
"Вестник завода" . Это видно по многим номерам,
содержательным и интересным… Номер газеты за 5 марта отличается
разнообразием тем и умелой их подачей".
Но самая главная - оценка читателей. Если в 1991 году на "В.З."
подписалось 550 человек, то уже в 1992 году подписчиков насчитывалось
около 2-х тысяч.
В последние годы работы газеты 1996-1997 г. редакторами были
Жанна Сацук и Наталья Ивановна Степанова. (Прим. Ю. Бухалова).
Перспективы у заводской газеты были хорошие, но в тяжелейших
условиях различных реформ, проводившихся в нашей стране, резко
ухудшилось экономическое положение даже у такого крупного
предприятия, как Ярцевский завод "Двигатель". Учредитель
газеты, оказавшись на грани банкротства, стал не в состоянии
финансировать содержание газеты. И в 1997 году "Вестник
завода" вынужден был прекратить свое существование.
Автор текста: Т. Михаль.
|